Женщины-богатырши в славянской культуре

В русских былинах всегда присутствовали богатыри. Эти люди, обладающие невероятной силой и отвагой, могли в одиночку справиться с целым войском. Гораздо реже в фольклоре встречаются женщины-богатырши. Мало кто вспомнит хотя бы одну из них, хотя это очень необычные и интересные герои народных эпосов.


Как появились поляницы


У богатырш в русских сказаниях есть особое название — поляница. Слово это произошло от слова «поляковать» — выезжать в чистое поле, чтобы помериться силою. К сожалению, история не сохранила до наших дней сведения о существовании таких женщин. Они есть только в мифах и сказках, но исследователи считают, что у поляниц, как и у мужчин-богатырей, были реальные прототипы.


Историк и археолог Борис Рыбаков считает, что женщины-воительницы в былинах стали следствием общения славянских племен с соседями. Рядом жили болгарские и аланские племена кочевников, у которых женщины могли быть воинами наравне с мужчинами. Сарматские женщины были отличными наездницами и мастерски владели мечом и луком.

В русских былинах богатыри часто сражаются с поляницами из других земель, разумеется, одерживая над ними победу. Многие считают, что в этих эпизодах зашифрованы победы славян над сарматами и другими кочевниками из степей. Женщины-богатырши часто были главными героинями восточных сказаний. Есть примеры в азербайджанских, хакасских, киргизских и алтайских сказаниях.


Былины нам говорят, что поляницы, как и русские богатыри, никогда не действовали отрядом. Они всегда выходили на бой одни, проявляя недюжинную отвагу, силу и мастерство. Были сказания, где такие женщины-воины даже одерживали верх над богатырями. Нередко такая победа заканчивалась крепкой дружбой или даже замужеством.

Известные богатырши


Чаще всего в былинах упоминается богатырша Василиса Микулишна. Она была старшей дочерью богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича. Ее описывают как женщину огромной силы, но главное оружие этой поляницы — смекалка. В одной из былин она даже побеждает киевского князя Владимира, чтобы вызволить из плена супруга. Она не вступает в бой с княжеской дружиной, а использует хитрость.


У Василисы Микулишны была младшая сестра — Настасья Микулишна. Кроме богатырской силы, эта поляница обладала еще и огромным ростом. В одной из былин она сходится в бою с Добрыней Никитичем. При этом богатырь ведет себя подло и нападает на поляницу со спины. Несмотря на такое вероломство, Настасья Микулишна все равно побеждает. После этого она размышляет, что сделать с поверженным противником и в итоге выходит за него замуж.

Еще одна поляница — Настасья Королевична, произошла не из народа, а из знатной семьи. Ее часто упоминают также как жену богатыря Дуная Ивановича. Прежде чем стать парой, будущие муж и жена неоднократно бились в чистом поле с переменным успехом. Произошла стычка и уже во время супружеской жизни. Дунай и Настасья поспорили, кто лучше стреляет из лука. Жена победила мужа, и тот в ярости ее убил. После этого он узнал, что поляница ждала от него ребенка, и наложил на себя руки.


Некоторые поляницы владели не только копьем, мечом и луком, но и магией. Одна из них — Марья Моревна, которую иногда называют Василисой Премудрой. Кстати, считается, что она стала прототипом известной всем сказочной героини Снегурочки. Она при помощи чар смогла победить многих богатырей и пленить самого Кощея Бессмертного.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
5
0
1 час

Стихи о спокойствии и легкости бытия

Спокойствие и легкость бытия — состояния, к которым стремится каждая душа в суете современного мира. Поэзия, наполненная этими чувствами, способна подарить моменты умиротворения и внутреннего покоя. Предлагаем вам подборку стихов, которые раскрывают красоту простых мгновений и глубину гармонии с самим собой и окружающим миром.


Весенний вечер


Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.


Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.


1843
Иван Тургенев


Наконец пришло спокойствие...


Наконец пришло спокойствие.
Листья падают, шурша.
И рябиновыми гроздьями
Наслаждается душа.

Спит ручей за тонкой наледью,
Сонно, медленно струясь.
Между ним и давней памятью
Есть таинственная связь.

Сердце чувствует согласие
Свежих ран и дальних вех…
Снегири сидят на ясене,
Сыплют семечки на снег.

1968
Анатолий Жигулин


Спокойствие слова


Открылась посреди пути земного
Мне истина, как чашечка цветка:
Жизнь — это сладость хлеба золотого,
Любовь — долга, а злоба — коротка.

Заменим стих язвительный и вздорный
Стихом веселым, радующим слух.
Божественны фиалки… Ветер горный
В долину к нам несет медовый дух.

Не только тот, кто молится, мне дорог, —
Теперь и тот мне дорог, кто поет.
Тяжка и жажда, и дорога в гору,
Но ирис нежный — все-таки влечет.

У нас глаза в слезах, но вот речонка
Блеснет, — и улыбаемся опять.
Залюбовавшись жаворонком звонким,
Забудем вдруг, как трудно умирать.

Спокойна плоть моя, — ушло смятенье,
Пришла любовь, — и нет былых тревог.
И материнский взор — мне в утешенье,
И тихий сон мне уготовит Бог.

Габриэла Мистраль
Перевод И. Лиснянской


Спокойствие


Мы в путь выходим налегке,
Тому, что жизнь пройдет, не верим
И видим счастье вдалеке,
И взором прошлого не мерим.
Но день за днем, за годом год
Уходит медленное время,
И тяжесть прошлых лет растет,
И сердце давит жизни бремя.
Теперь, когда я вспомню вдруг,
Как в жизни дней счастливых мало
И сколько сердце зла и мук,
Чтоб только жить, судьбе прощало —
В душе усталой нет следа, —
Хотя и грешен я во многом, —
Ни покаянья, ни стыда
Ни пред людьми, ни перед Богом.
И я молиться не хочу:
Страданья веру победили,
Нет даже слез – и я молчу,
И мне спокойно, как в могиле.
Зачем дрожать? О чем молить?
И от кого мне ждать прощенья?
Я сам не должен ли простить
Того, кто мне послал мученья!

Дмитрий Мережковский
1893


Когда же, Господин…


Когда же, Господин,
На жизнь мою сойдет
Спокойствие седин,
Спокойствие высот.

Когда ж в пратишину
Тех первоголубизн
Высокое плечо,
Всю вынесшее жизнь.

Ты, Господи, один,
Один, никто из вас,
Как с пуховых горбин
В синь горнюю рвалась.

Как под упорством уст
Сон — слушала — траву…
(Здесь, на земле искусств,
Словесницей слыву!)

И как меня томил
Лжи — ломовой оброк,
Как из последних жил
В дерева первый вздрог…

* * *

Дерева — первый — вздрог,
Голубя — первый — ворк.
(Это не твой ли вздрог,
Гордость, не твой ли ворк,
Верность?)
— Остановись,
Светопись зорких стрел!
В тайнописи любви
Небо — какой пробел!

Если бы — не — рассвет:
Дребезг, и свист, и лист,
Если бы не сует
Сих суета — сбылись

Жизни б…
Не луч, а бич —
В жимолость нежных тел.
В опромети добыч
Небо — какой предел!

День. Ломовых дрог
Ков. — Началась. — Пошла.
Дикий и тихий вздрог
Вспомнившего плеча.

Прячет…
Как из ведра —
Утро. Малярный мел.
В летописи ребра
Небо — какой пробел!

Марина Цветаева


Вечер


Когда потухший день сменяет вечер сонный,
Я оставляю мой приют уединенный
И, голову свою усталую склонив,
Задумчиво иду под тень плакучих ив.
Сажусь на берегу и, грустной думы полный,
Недвижимый, гляжу на голубые волны,
И слушаю их шум и жалобный призыв,
И с жизнию моей я сравниваю их...
Вдали передо мной душистый луг пестреет,
Колышется трава, и желтый колос зреет,
И, тучных пажитей обильные плоды,
Стоят соломою накрытые скирды;
За гибким тростником глубокие заливы,
Как зеркала, блестят; на золотые нивы
Спускается туман прозрачною волной,
И зарево зари сияет над рекой.
И кажется мне, все какой-то дышит тайной,
И забываю я тогда свой день печальный,
С оставленным трудом без жалобы мирюсь,
Гляжу на небеса и в тишине молюсь.

1850
Иван Никитин
Поделись
с друзьями!
3
0
1 час

Великий и дерзкий. Почему ученики Караваджо не смогли повторить его успех

Новаторские приемы Караваджо реформировали живопись своего времени: дерзкая манера письма, смелые решения и взрывной характер поражали современников. Он никогда никому не хотел понравиться, а в итоге стал иконой для многих поколений художников. Почему же никто из учеников Караваджо не смог повторить успех мастера?


Мастер драматичного освещения


В истории европейского искусства сложно найти художника, который бы в какой-то момент не очаровался творчеством Караваджо. В свое время он не побоялся бросить вызов существовавшим канонам в религиозной живописи, как бы заявив, что искусство — не мертвая материя. Оно может быть полем для экспериментов, новых приемов и решений.

Оттавио Леони. Портрет Караваджо

Визитная карточка Караваджо — свет, который играет в каждой работе едва ли не главную роль. В его произведениях фигуры изображены на глухом черном фоне, мягко выступая из него, как из декораций. В среде искусствоведов этот прием стали называть тенебризмом — манерой, при которой густой поток света моделирует объемы, как бы «выхватывая» их из темноты. Столь резкое противопоставление света и тени придает изображению драматичность и монументальность даже там, где сюжет этого не предполагает, например, в ранней работе «Мальчик, чистящий фрукт». Это жанровая сцена — перед нами не святой, а обычный юноша, которого современники художника могли каждый день видеть на улицах.

«Мальчик, чистящий фрукт». 1592

Но с помощью освещения Караваджо подает его фигуру с монументальной величественностью. Для Италии того времени сюжет и способ подачи кажутся одинаково странными. Популярностью пользуется маньеризм — стиль, который завершил огромную эпоху Ренессанса. Художники брали наработки этого периода и «играли» с ними — ставили фигуры в вычурные позы в религиозных изображениях, специально искажали пропорции. Другая часть мастеров продолжала писать в «правильном», но уже устаревшем Ренессансном стиле. Караваджо не был похож ни на первых, ни на вторых.

Любитель реалистичных сцен


«Юдифь и Олоферн». 1599

Этот же прием драматично-театрального освещения вкупе с теплым золотым колоритом и интересом к повседневным сценам Караваджо использовал в религиозных картинах, например, в полотне «Юдифь и Олоферн». Сюжет с казнью мужчины изображали и раньше, но не стремились к излишней кровожадности, показывая финал истории, в котором Юдифь держит отрубленную голову Олоферна на блюде. Караваджо отошел от канонов в пользу натуралистичности. Персонажей картины зритель застает в разгар убийства, когда мужчина еще жив, он кричит, его глаза вылезли из орбит. Некоторые исследователи считают, что Караваджо мог наблюдать подобную сцену в жизни — иногда выходцев из аристократической среды казнили подобным образом. Художник перенес черты реальности в классический религиозный сюжет, осовременив его, что очень не понравилось церкви. Нестандартный подход автора виден и в элементах, в частности, Юдифь также одета в современный наряд, который могли носить женщины во времена художника.

Знаток оригинальных композиционных решений


«Призвание апостола Матфея». 1599

Караваджо отличало также мастерство композиционных построений: за счет жеста персонажа, луча света, поворота головы или других приемов художник мог управлять взглядом зрителя. Особенно ярко это заметно в работе «Призвание апостола Матфея» для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. В правой части работы Иисус вместе с Петром, увидев сборщика податей Левия, жестом призывает его стать апостолом Матфеем. Вся сцена снова перенесена в реальность, словно обычные люди в современной одежде подсчитывают дневную выручку. Столь вольные трактовки в исполнении художника очень не нравились церкви, поэтому его работы редко принимали с первого раза, однако в этом случае заказ одобрили сразу же.

Вполне возможно, что этому способствовало мастерское композиционное решение — властный указующий жест Иисуса продублирован здесь и рукой Петра, и пальцем самого Матфея, и резким потоком света. В результате взгляд зрителя в первую очередь обращает внимание на главную фигуру — Иисуса, а затем, в соответствии с потоком света, переводит взгляд на призванного апостола. Сюжет в трактовке Караваджо получился эмоциональным и простым, он сразу «считывался» публикой, в отличии от более запутанных по смыслу работ маньеризма.

«Обращение Савла». 1601

Караваджо умер очень рано — в 38 лет. Агрессивный, взрывной, азартный, спокойному творчеству он предпочел жизнь в духе Индианы Джонса. Регулярные конфликты с церковью, отношения с куртизанками, драки, во время одной из которых его обвинили в убийстве человека и посадили в тюрьму, бегства от недоброжелателей… Он как комета, ярко сверкнув, исчез, но оставил после себя множество последователей и подражателей — караваджистов.

Караваджисты


Почти никто из караваджистов не добился мирового успеха. Большинство авторов использовало излюбленные приемы мастера — драматичное освещение, теплый золотой колорит, стремление к реализму — но в итоге получались лишь копии работ, которые не привносили в искусство ничего нового. Говоря о караваджистах важно отметить, что их название условно, поскольку у художника не было официальной мастерской или учебного манифеста. Тем не менее, многие пытались перенять его наработки путем копирования работ.

Орацио Джентилески. «Святая Цецилия с ангелом»

Так, Орацио Джентилески использовал в работе «Святая Цецилия с ангелом» все слагающие успехи Караваджо. Контрастные свет и тень, простонародные образы главных героев, жанровость сцены — ангел учит девушку играть на музыкальном инструменте. Но в результате персонажи получились слишком упрощенными, а общий замысел — вторичен.

Карло Сарачени. «Юдифь с головой Олоферна»

Еще один итальянский последователь мастера Карло Сарачени в своей интерпретации «Юдифи и Олоферна» не только выбрал традиционную трактовку сюжета, показав финал убийства и голову мужчины на блюде, но и сильно затемнил композицию. Вместо эффектного освещения у Сарачени получились потемки, зрителю приходится вглядываться в изображение, прилагать усилия, чтобы понять, что происходит на полотне.

Баттистелло Караччоло. «Двое юношей с виноградом»

В Неаполе Баттистелло Караччоло изобразил двоих юношей с виноградом: Караваджо помимо религиозных изображений часто писал жанровые сцены с музыкантами, юношами с корзинами фруктов, гадалками, игроками в карты. Караччоло перенял тенеброзо мастера, а также еще один частый прием Караваджо, когда один из персонажей смотрит прямо в глаза зрителю, тем самым сокращая дистанцию между реальным миром и нарисованным. Но в манере Караччоло преобладают черты маньеризма, что особенно видно в лице второго юноши — его затемненная фигура и странная полуулыбка в большей мере вызывают тревожность и дисгармонию.

Манера письма Караваджо и подход к работе оказались столь необычными, что его популярность распространилась за пределы Италии — очарованные его творчеством художники появились и в Нидерландах, и во Франции, и в Испании. По мнению некоторых искусствоведов, подобным влиянием среди художников пользовался разве что тезка Караваджо Микеланджело Буонарроти.

Хендрик Тербрюгген. «Концерт»

В Нидерландах даже сформировалась группа так называемых «Утрехтских караваджистов» — группы студентов, которые во время учебной поездки в Рим видели работы мастера, а по возвращении на родину решили развивать его творческие находки. Одному из художников — Хендрику Тербрюггену — даже удалось воочию увидеть Караваджо. Тербрюгген остался верен наработкам мастера, не привнеся в них ничего нового — тот же свет, одежда, взгляд персонажа в сторону зрителя, даже излюбленный элемент Караваджо — виноград — часто присутствовал в его картинах. Тем не менее, искусство Тербрюггена и других караваджистов имело значение, поскольку распространяло новую живопись за пределы Италии.

Франсиско де Сурбаран. «Христос на кресте»

Одним из наиболее известных последователей Караваджо стал испанец Франсиско де Сурбаран. В отличие от других караваджистов он не стремился копировать сюжеты мастера, поэтому на родине его ждал успех. Мастерски усвоив манеру тенеброзо, он создавал оригинальные сюжеты, среди которых не только религиозные темы, но и цикл о подвигах Геракла.

Одна из наиболее известных работ Сурбарана — «Христос на кресте». Свет здесь играет роль скульптора, он «лепит» изможденную фигуру Иисуса. Добавляет монументальности лаконизм: изображение не перегружено деталями, но при этом достаточно проработано, чтобы оказать поразительное эмоциональное воздействие на зрителя.

Важно отметить, что творчество Караваджо высоко ценили другие знаменитые художники, которые, изучив его живописные находки и решения, использовали их для развития своего искусства. На ранних этапах им увлекались Рубенс, Веласкес и Рембрандт, однако в дальнейшем они продолжили поиски собственного выразительного стиля.

Автор текста: Анна Старицына
Источник: timeout.ru
Поделись
с друзьями!
3
0
2 часа

Тонны воды и огромный объем. Интересные факты об облаках

В следующий раз, когда мы будем жаловаться на плохую погоду и отсутствие солнца, стоит вспомнить, что каждый день облаками закрыто в среднем 70% площади планеты.


Хотя люди называют облака воздушными и легкими, это совсем не так. По-настоящему облака средних размеров могут весить до 10 тонн. Несмотря на это, они беспрепятственно перемещаются по небу, поскольку их вес распределяется между многочисленными капельками или кристалликами льда.

Одно дождевое облако, если его вода мгновенно выпадет ливнем, в среднем способно дать 5 миллиметров осадков. Поэтому сильные дожди бывают продолжительными только при подходе новых облаков.


10 основных и пять дополнительных типов облаков включает классификация, используемая Всемирной метеорологической ассоциацией. Эти типы подразделяются примерно на 100 разновидностей.


30–35° с. ш. и ю. ш. называются конскими широтами. Из-за нисходящих потоков, вызванных глобальной циркуляцией атмосферы, здесь мало облаков и осадков, часто бывает штиль. В прошлом, когда из-за штиля парусники не могли плыть, ради экономии пресной воды убивали переправляемых лошадей — отсюда название широт.

100 микрокапель воды встречается на пути солнечного луча в типичном кучевом облаке.


–10…–15 °C — пограничная температура преобразования влаги: когда в тропосферных облаках становится холоднее, влага конденсируется в ледяные кристаллы. До –10 °C капли остаются жидкими, хотя и переохлажденными.

20–30 микрон — размер капель дождевого облака, при котором их перестают удерживать восходящие потоки воздуха. Капли начинают падать, сливаются по пути с другими каплями, увеличиваются в размере и превращаются в дождь.


Облака не только тяжелые, но и очень большие. Капельки или кристаллики разбросаны по воздушному пространству на многие километры. Так, у грозовых облаков расстояние от их основания до вершины может достигать 10 км.

75–85 километров — максимальная высота, на которой в земной атмосфере образуются облака. Их называют серебристыми. Эти облака состоят из кристалликов льда размером в десятую долю микрона. Они образуются при температурах ниже –120 °C.

200 млн м3 — объем типичного кучевого облака (800 x 500 x 500 м). Это почти в 100 раз больше объема пирамиды Хеопса.


0,5 грамма жидкой воды в форме капелек содержится в кубометре типичного кучевого облака.

200000000х0,5=100000000, т. е. 100 тонн воды проплывает над вами теплым летним днем в виде безобидного облака. Столько же весят 20 слонов.


Интересно, что облака не могут образоваться без пыли. Ведь водяной пар сам по себе никогда не сможет создать подобную плывущую массу. Для этого ему нужны частицы пыли или же дыма. К ним и притягиваются капельки, из которых затем рождается облако.

У облаков есть своя продолжительность «жизни». Она напрямую зависит от влажности воздуха в атмосфере. Если влажность на низком уровне, облака начнут испаряться. Иногда «жизнь» облака может длиться не больше 15 минут. Когда влажность довольно высокая, повышается вероятность выпадения осадков, а облако будет оставаться над землей ещё довольно долго.


У любого человека облака ассоциируются с небом, однако одному художнику всё же удалось создать их в помещении. Выходец из Нидерландов Бернднаут Смильде придумал, как сформировать облако, чтобы его сфотографировать. Он использует специальное устройство, генерирующее дым. Предварительно в воздухе распыляется водяной пар. При их объединении и рождается небольшое облако, правда, живет оно не дольше 10 сек.


Облака есть не только на Земле. Они были зафиксированы также на Марсе и Венере, Титане (спутнике Сатурна) и Тритоне (спутнике Нептуна). Однако здесь облака имеют уже совсем другую природу, которая объясняется условиями на этих планетах и спутниках. Например, на Венере их основой становится серная кислота.


Существует Общество любителей облаков — международная организация, основанная в 2004 году. Это общество объединяет метеорологов-любителей, физиков, фотографов, художников и просто людей, неравнодушных к красоте облаков. У них даже есть собственный манифест, звучащий очень поэтично:

  • Мы считаем, что облака незаслуженно очернены, что без них жизнь стала бы гораздо беднее.

  • Мы думаем, что облака — сама поэзия Природы, что из всех её форм облака являются наиболее яркими выразителями идеи равенства: любоваться их фантастическим видом может каждый.

  • Мы обязуемся сражаться против идеи «безоблачного неба» во всех её проявлениях. Жизнь станет скучной, если мы будем день за днем наблюдать за небом без облаков.

  • Мы хотим напомнить людям, что облака — выразители атмосферного настроения, что по ним можно читать так же, как по лицу человека.

  • Мы считаем, что облака созданы для мечтателей и что созерцание облаков благотворно влияет на душу. Тем, кто находит в очертаниях облаков какие-то причудливые фигуры, не придется платить по счету психоаналитику

  • Итак, мы обращаемся ко всем, кто нас слышит: Смотрите вверх, любуйтесь эфемерной красотой и живите, витая в облаках.

Источник: vokrugsveta.ru
Поделись
с друзьями!
5
0
2 часа

Церемонии по правилам: как пьют чай в Китае, Японии и Великобритании

Во всех трех странах уделяют большое внимание деталям чайной церемонии. Давайте заглянем внутрь каждой из них и узнаем все тонкости и ритуалы.


Китайцы говорят, что их чайная церемония — это много чая и мало церемонии, а японская — много церемонии, но мало чая. В Великобритании истина где-то посередине. «Вокруг света» рассказывает о национальных традициях заваривания и употребления благородного напитка.

Китай



Название церемонии


Гунфу-ча, что значит «чайное мастерство».

Место


Беседка в саду или закрытое помещение в чайном домике. Гости усаживаются на соломенные коврики вокруг чабаня (столика с поддоном).


Цель


Раскрыть тонкости вкуса и аромата чая, насладиться напитком.

Традиционный вид чая


Качественные улуны: тайваньские, фуцзяньские, гуандунские.

Особенности заваривания


Родниковую воду нагревают до 90–95 °C («шум ветра в соснах»). В ошпаренный чайник из глины (чаху) засыпают улун. Первую заварку не пьют, а сливают сразу в чабань, она нужна для удаления чайной пыли. Снова наливается вода, и чай настаивается в зависимости от сорта 10–30 секунд. Процесс повторяется до 10 раз, пока чай не отдаст весь свой вкус.


Сервировка


Чайная пара состоит из высокой узкой чашки и широкой. Узкая — «небесная» — несет мужскую энергию и отвечает за аромат, широкая — «земная» — несет женскую энергию и отвечает за вкус и цвет напитка.

Еда


Китайцы обычно не едят во время церемонии. За несколько часов до нее не употребляют кислое, острое или сладкое.

Беседа


Принято говорить о чае, хваля его достоинства и обсуждая особенности. Нельзя шуметь и размахивать руками.


Основные правила


Чахэ — специальную емкость с сухим чаем — в начале церемонии передают по кругу, чтобы каждый смог оценить аромат улуна.

Чай наливают в узкую пиалу, ее накрывают широкой. Затем переворачивают, чтобы чай перелился из узкой в широкую. Пьют из широкой маленькими глотками.

За церемонию гости выпивают как минимум семь чашек чая.

В конце церемонии принято благодарить мастера за его выбор чая.


Япония



Название


Тяною, то есть «горячая вода для чая». Второе название — садо («путь чая»).

Место


Чайный домик (тясицу) в глубине чайного сада (тянива). К домику ведет каменистая тропинка (родзи). Ступив на нее, человек выкидывает из головы ненужные мысли. Обувь оставляют за порогом. Заходя в тясицу, каждый кланяется — вход специально сделан ниже человеческого роста. Участники церемонии сидят на ковриках (татами).

Цель


Достичь ваби — состояния полного спокойствия и внутренней силы. То есть обрести гармонию с миром.

Традиционный вид чая


Зеленый порошковый чай маття (матча) высшего качества.


Особенности заваривания


Вода нагревается в медном котле. Чай заваривают дважды: сначала крепкий (койтя), потом слабый (усутя). Для крепкого чая из специальной шкатулки засыпают два грамма порошка в чашку, черпаком вливают горячую воду (80 °С) из котла и взбалтывают бамбуковым венчиком (тясэн) до образования пены. Для слабого чая используют в два раза меньше порошка.

Сервировка


Традиционные керамические чашки (тяван) — общая и индивидуальные. Чайный мастер подбирает их в зависимости от сезона. Чем больше на чашке неровностей и потеков глазури, тем чашка ценнее.

Еда



Вагаси — пирожные и конфеты из разных ингредиентов, в зависимости от сезона: бобов, риса, фруктов, сухофруктов, орехов, чая матча. Вагаси едят до чая.


Беседа


Тему задает рисунок или каллиграфическая надпись на свитке, специально для обсуждения помещенном в нише (токонома) напротив входа в тясицу. Говорить принято только о высоком, прекрасном: искусстве, литературе, красоте чайных чашек. Нельзя обсуждать дела и повседневные заботы.

Основные правила


Перед церемонией положено омыть руки и лицо в колодце (цукубаи).

Гости должны внимательно рассмотреть чашки. Мастер представляет каждую.

Утварь должна иметь старый вид — это важный элемент чайной эстетики.

Сначала пьют из общей чашки, в которой заварен койтя. Ее передают по кругу. После завершения круга гости переходят на усутя, который пьют из индивидуальных чашек.

Церемония завершается, когда мастер, извинившись, покидает чайную комнату.


Великобритания



Название


Afternoon tea — «послеобеденный чай». Привычное «файф-о-клок» можно услышать сегодня разве что из уст пожилых британцев и иностранцев.

Место


Чайная (tea room, tea house), отель, ресторан, паб. В аристократической традиции — гостиная в доме. Участники чаепития сидят в креслах за чайным столиком, накрытым белой скатертью.

Цель


Продемонстрировать хорошие манеры за чашкой хорошего чая с изысканными закусками.


Традиционный вид чая



Листовой черный, предпочтительно цейлонский, индийский, бленды.

Особенности заваривания


Чайник прогревают кипятком или в идеале на камине. Засыпают чай из расчета одна чайная ложка на человека, заливают кипятком на 3–5 минут, надевают на чайник вязаный или тряпичный чехол — напиток получается насыщенным и дольше держит тепло. Заварку принято разбавлять молоком, а не водой.

Сервировка


На столе с белой скатертью: чайник, сахарница, молочник, вазочка с вареньем, вазочка со взбитыми сливками, кувшин с горячей водой, ваза с цветами и трехуровневая этажерка, на ней тарелки с едой. Для каждого — фарфоровая чайная пара, десертная тарелка и приборы: нож, вилка, чайная ложка.


Еда


На нижней тарелке этажерки — пальчиковые сэндвичи, их едят первыми. Среди прочих обязательны сэндвичи с огурцом. На среднем ярусе — сконы, традиционные пресные булочки. Их едят со сливками и джемом после сэндвичей. Наверху — разные сладости.


Не принято говорить о политике и работе, а также (в гостях) о личных предпочтениях в еде, чтобы не обидеть хозяйку торжества.


Основные правила


Церемонию проводят примерно после двух и до пяти часов пополудни.

Дресс-код — casual. Спортивная одежда недопустима.

Чашку принято держать большим, указательным и средним пальцами правой руки. Оттопыривать мизинец — признак дурного тона. Блюдце — на уровне груди на левой ладони.

Пальчиковые сэндвичи едят руками.

Автор текста:Наталья Майборода
Источник: vokrugsveta.ru
Поделись
с друзьями!
394
0
7
5 дней

Самые редкие звери планеты Земля

Природа нашей планеты – уникальное явление, которое больше не повторяется ни на одной планете Солнечной системы. Более того, ученые пока не смогли обнаружить ни одной планете, которая будет пригодна для жизни земных существ и бактерий. На Земле живут тысячи видов животных и растений, рассредоточенных по всему миру.

Среди них есть и те живые существа, которые встречаются настолько редко, что до прошлого века ученые даже не знали об их существовании.


Саола


Животным, которое встречается в природе реже всего, считается саола – зверь, живущий в Лаосе и Вьетнаме. Открыли этот вид всего 30 лет назад, однако животное сразу попало в Красную книгу, ведь уже находится на грани вымирания.


Согласно подсчетам, на планете осталось от 50 до 200 животных саола. Точную цифру назвать не получается, потому что эти парнокопытные ведут скрытный образ жизни и стараются не попадать на глаза людей и других животных. Саола относится к семейству полорогих животных.

Амурский тигр


Эти большие кошки обитают в Китае и на Дальнем Востоке России. Популяция амурских тигров немногочисленна – в мире насчитывается около 500 особей особо крупных зверей. Они считаются крупнейшими тиграми и живут севернее всех своих сородичей.


Амурские тигры имеют уникальную систему воспитания, где о тигрятах заботятся оба родителя, а не только самка. Открытие сделали ученые 6 лет назад, когда заметили, что тигр-самец общается с семейством, оставляет для них метки на деревьях и не покидает детей надолго.

В прошлом веке в мире жило всего 30 амурских тигров, однако ученые вовремя взяли контроль над популяцией зверей, и с 1930 по 201 год их число возросло до 500. Однако эти тигры по-прежнему находятся под надзором и числятся в Красной книге как вымирающий вид.

Долгопят


Долгопятов, которые живут на территории островов в Юго-Восточной Азии, зоологи называют «живыми ископаемыми». Такое прозвище звери получили, потому что их эволюция стоит на месте, и нынешние особи выглядят так же, как выглядели их предки 45 миллионов лет назад.


Средний долгопят имеет рост в 13 сантиметров, а его огромные глаза могут достигать 2 сантиметров в диаметре, что делает этих животных уникальными: благодаря большим развитым глазам долгопяты великолепно ориентируются в темноте.

10 лет назад профессор из Дартмутского колледжа установил, что между собой долгопяты могут общаться при помощи ультразвука, как, например, киты.

Вилорог


Вилороги обитают только в Северной Америке, что делает их одним из редчайших эндемиков планеты. Этот вид считается самым древним среди копытных на территории материка, поэтому ученые много лет интересуются вилорогами.


У парнокопытных хорошее зрение, благодаря чему они могут замечать угрозу на расстоянии 6000 метров, даже если те не издавали звуков. Если вилорог замечает угрозу, он взъерошивает шерсть вокруг хвоста, чтобы предупредить всех в стае.

Если остальные вилороги заметили знак, они бросаются в бегство и развивают огромную скорость — до 90 километров в час. Вилороги — вторые животные в мире по скорости бега, уступая лишь гепардам, которые могут разогнаться до 110 километров в час.

Красный волк


Красные (или гималайские) волки живут в Сибири и на Дальнем Востоке, встречаются в некоторых странах Азии. Из-за уникального окраса красных волков часто путают с лисами.


Была версия, что этот вид появился в результате скрещивания койотов и волков, ведь красный зверь ведет себя и как волк, и как койот. Однако 3 года назад ученые из Флориды заявили, что красный волк является отдельным видом, а не результатом межвидового спаривания.

Красные волки собираются в большие стаи по 25-30 особей, что позволяет им охотиться на крупную добычу, к примеру, на буйволов.

Русская выхухоль


Название этого зверя говорит само за себя: выхухоль этого вида обитает в российских реках Урал, Волга и Волга. Этот небольшой зверь жил еще при мамонтах, однако пережил их, хотя и до наших дней добрался в количестве нескольких сотен штук. В 1986 году русские выхухоли попали в Красную книгу, а позже – в ее российский аналог.


Рост выхухолей не превышает 22 сантиметра, а средний вес – 500 граммов. Хвост зверька по длине такой же, как и туловище. За день русская выхухоль должна съедать столько же еды, сколько весит сама – питается водоплавающее от 3 до 5 раз в день, чтобы у него была энергия.

Земляной волк


От волков эти волки имеют только название – звери относятся к семейству гиеновых, а обитают они на территории южноафриканских и восточноафриканских стран.

Размеры земляных волков в два раза меньше, чем у других гиен: в высоту эти «волки» не достигают и 50 сантиметров, а длина туловища редко превышает 90 сантиметров.


Земляные волки охотятся ночами, а днем сидят в норах. Земляные волки питаются не мертвыми животными, как их старшие братья, а жуками: за ночь один хищник может съесть до 300 тысяч термитов.

Горбатый кит


Горбатый кит встречается по всех океанах планеты, за исключением областей Северного Ледовитого, однако млекопитающее все равно считают редкими.

Во второй половине ХХ столетия ученые установили, что горбатые киты могут издавать мелодии. Позже исследователи заявили, что киты могут обмениваться звуками, которые издают во время общения. Чаще «поют» самцы горбатых китов.


5 лет назад ученые из Дании обнаружили, что дети китов могут предупреждать родителей о приближающейся угрозе, издавая «шепот». Громкий клич кита можно услышать и за 30 километров от особи, а маленькая особь «шепчет» так, что ее можно расслышать на расстоянии двух десятков метров.

Гуанако


Гуанако обитает на территории стран Южной Америки, где считается крупнейшим травоядным региона. По пропорциям зверь походит на оленей или антилоп, однако биологически он относится к семейству верблюдовых.


Животным комфортно обитать на огромной высоте в 5500 метров над уровнем моря – другие животные и люди начинают испытывать проблемы с самочувствием на этих отметках. Если Гуанако спустится ниже 3 тысяч метров, он станет чувствовать себя некомфортно, ведь считается высокогорным.

Карликовый муравьед


Самые маленькие муравьеды в мире обитают на территории Центральной и Южной Америки. Общая длина муравьедов – 37-44 сантиметра, и половина из них приходится на хвост. Хвост помогает зверям умело карабкаться по деревьям и прятаться от врагов.


Карликовые муравьеды издают сильный запах, которые отпугивает хищников – сила запаха в 6 раз сильнее, чем у знаменитых скунсов!

Из-за своего запаха карликовый муравьед попал в список самых отвратительных животных планеты, увы (хотя само по себе животное довольно миловидное и миролюбивое).
Источник: dzen.ru
Поделись
с друзьями!
526
0
6
5 дней

Спартанцы: как жили самые суровые воины древности

Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили. Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.


Реформы Ликурга


В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.

Ликург — древнеспартанский законодатель

С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины.

Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов. Ограничения на все Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.

Спарта. Реконструкция облика античного города

Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.

«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте

Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.

Казарма вместо семьи



В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.


Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.


Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.

Свободные спартанки


Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.


Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что: «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями» Женщина ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей». Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.

«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Художник Эдгар Дега

Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.

Лаконичность и черная похлебка



С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

Спартанские воины. Современная реконструкция

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II.

В письме адресованном Спарте, он написал: «Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город».

Спартанцы ответили коротко: «Если».


Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус.

Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.


Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны.

Верхушка общества стала нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было.

В 146 году до н. э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
452
4
7
5 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!