Фигуры Лихтенберга: невероятно красивое и опасное искусство

Если говорить простым языком, это похожие на молнии или ветви деревьев линии, образующиеся под воздействием скользящего искрового разряда. Они появляются на многих естественных поверхностях, не пропускающих электричество – от древесины до кожи человека. Считается, что изучение физики фигур Лихтенберга помогло ученым создать ксерокс и лазерные принтеры. Но шутить с ними и в самом деле не стоит.


Опасное ремесло


В последние годы выжигание фигур Лихтенберга на дереве электрическим током стало весьма популярно среди самодеятельных художников.

Чтобы получить такой узор, твердый диэлектрик, например, дерево покрывают проводящим составом и подключают к выводам высоковольтного трансформатора. Дерево по искровым каналам начинает прогорать от одного контакта к другому.

В полученные ветвистые линии, оставленные электрическим разрядом некоторые умельцы заливают краску, получая в итоге нечто очень похожее на молнию.


Такой вид искусства называется фрактальным выжиганием, так как фигуры Лихтенберга являются ничем иным как фракталами — узорами, любая часть которых в миниатюре отображает общую картину.

Подобные изображения действительно завораживают и издревле служат источником вдохновения для творческих личностей. Проблема в том, что фрактальное выжигание таит огромную опасность для тех, кто выбрал именно этот путь реализации своих способностей.

Показателен инцидент, случившийся в Орегоне с 26-летней женщиной, которая решила заняться этим видом творчества, используя в качестве обучающего пособия ролики из Интернета. Она извлекла высоковольтный трансформатор из микроволновой печи и с его помощью попыталась получить электрический разряд.


Фигуры Лихтенберга на деревянной вазе


К несчастью, разряд прошел через её тело, и если бы не подруга, услышавшая странные звуки из соседней комнаты, все закончилось бы совсем печально, так как температура образующейся дуги может достигать десятков тысяч градусов по Цельсию. Несостоявшаяся художница отделалась ожогами и ампутацией пальца, а ведь могла бы и погибнуть, как, например, житель Австралии, также руководствовавшийся онлайн-пособиями сомнительного происхождения.

Если кто-то захочет самостоятельно получить фигуры Лихтенберга, то помните, что при работе используется высокое напряжение, поэтому обязательно необходимо соблюдать правила электробезопасности!

Следы молний


Фигуры Лихтенберга, как уже сказано, могут возникать после ударов молний на человеческом теле. В этом случае они напоминают раскинувшиеся по коже красные перья. Считается, что лишь одна молния из полумиллиона попадает в человека. При этом надо понимать, что люди, у которых на коже после удара молнии остались только фигуры Лихтенберга – это настоящие счастливчики, так как три четверти выживших становятся инвалидами.

Фигуры Лихтенберга, оставшиеся на теле после удара молнии

Фигуры Лихтенберга, оставшиеся на теле после удара молнии

Фигуры Лихтенберга на теле человека именуются также «цветами молнии». Они образуются в результате разрыва капилляров. Этот феномен практически не изучен наукой. В феврале 2022 года ученые из Веронского университета опубликовали отчет, в котором описали фигуры Лихтенберга зеленого цвета на погибшем от удара молнии человеке, чем ввели своих коллег в полный ступор.

Кому эти фигуры обязаны своим названием?


Немецкий учёный, философ и публицист Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799) не так известен, как его современники Джеймс Уатт и Алессандро Вольта, но на его счету также есть несколько интересных открытий. Он был младшим из 17 детей своих родителей. Из-за дефекта позвоночника Георг был горбат, но физический недостаток не мешал ему радоваться жизни. Это был чрезвычайно остроумный человек и великолепный оратор.

Георг Кристоф Лихтенберг

В возрасте 21 года Лихтенберг поступил в Геттингенский университет, где изучал физику, и всего через шесть лет стал профессором этого учебного заведения. Он также был широко известен своими сатирическими произведениями, которыми восхищались, например, Иммануил Кант и Иоганн Гёте. Лихтенберг был мастером коротких острот и колких наблюдений – они были собраны в книгу и опубликованы в 1801 году, уже после смерти автора.

Фигуры, названные через какое-то время в его честь, Лихтенберг открыл случайно. Он экспериментировал с электричеством и использовал электрофор – ручной емкостной электростатический генератор, используемый для создания электростатического заряда посредством процесса электростатической индукции.

Электрофор

Однажды ученый надолго оставил этот прибор без внимания, и на его поверхности скопился толстый слой пыли. Во время очередного опыта электрический заряд нарисовал на поверхности удивительно красивые фракталы. Потрясенный ученый заявил, что узоры в некоторых местах были похожи на звезды.

Впоследствии Лихтенберг активно работал с обнаруженным феноменом, используя различные изоляторы и порошкообразные субстанции. В конечном итоге он придумал, как надежно получать эти узоры и запечатлевать их на бумаге. Гораздо позже его эксперименты послужили основой для создания технологии ксерокопирования. Отметим, что Георг Лихтенберг стал первым художником, который превращал эти узоры в произведения искусства – он помещал их под стекло и вставлял в рамки.



Источник: billionnews.ru
Поделись
с друзьями!
52
0
1
1 день

Штрихи к портрету. Путь Пармиджанино: от юного дарования к безумному алхимику

«Маленький пармец» — именно так переводится с итальянского языка прозвище, под которым прославился живописец, получивший при рождении имя Джироламо Франческо Мария Маццола. За 37 лет короткой, но чрезвычайно плодотворной и насыщенной жизни Пармиджанино успел создать уникальный для своей эпохи автопортрет, стать одним из родоначальников маньеризма и променять занятие живописью на исследование летучих секретов алхимии. Последнее решение и стало для него роковым.


Одаренный сирота


Отец будущего художника — Филиппо Маццола — был живописцем из Пармы. Но родителей мальчик совсем не знал: они умерли с разницей в один год и уже в двухлетнем возрасте Франческо остался круглым сиротой. Ему повезло, что его смогли взять на попечение родные братья отца — они, также будучи художниками, не только обучили его основам мастерства, но и вовремя разглядели в мальчике задатки большого таланта. Как, впрочем, и другие жители Пармы, которые при обращении в мастерскую братьев Маццола предпочитали поручать свои заказы именно Франческо.

Богоматерь с младенцем, святым Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной Франческо Пармиджанино 1530-е

В 1521 году, когда Пармиджанино исполнилось 18 лет, его родной город стал местом бурной встречи войска папы Льва Х и армии короля Франции Франциска I, поэтому он вместе со своими опекунами предпочел пережидать смуту в Виадане. Там ему впервые представилась возможность испытать свои силы в работе темперой во время написания алтарного образа «Мистическое обручение святой Екатерины». Вазари вспоминал, что мастерство юного живописца настолько поразило его современников, что никто из них не мог даже поверить, что «написал это не старый мастер, а начинающий юноша».

Мистическое обручение Святой Екатерины (Алтарь Барди) Франческо Пармиджанино 1521, 203×130 см

Вернувшись в Парму, Пармиджанино приступает к росписи местной базилики Сан Джованни Эванджелиста. Он стал единственным живописцем из родного города, которого для этой работы пригласили монахи Ордена святого Бенедикта. Он удостоился этой чести наравне с признанными в то время мастерами Микеланджело Ансельми и Антонио Корреджо. Фреска Корреджо «Видение Святого Иоанна на острове Патмос» на своде базилики произвела такое впечатление на юного художника, что он стал пытаться подражать своему кумиру и копировать его стиль в своей работе.

Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме, роспись купола, видение св. Иоанна на Патмосе, общий вид. Антонио Корреджо 875×940 см

Но, изначально позаимствовав у Корреджо томную грацию поз и стремительную динамичность композиции, Пармиджанино довел воплощение этих черт до максимума. Фигуры на его картинах становятся удлиненными и причудливо извивающимися, позы — плавными и текучими. Он продолжал экспериментировать, все дальше уходя от реалистичных пропорций в сторону индивидуального стиля, который искусствоведы отнесут к маньеризму. Этот специфический почерк начнет прорисовываться уже в следующей большой работе Пармиджанино — фресковой росписи приватных покоев супругов Паолы Гонзага и Галеаццо Санвитале в их замке Фонтанеллато в 1523 году.

История Дианы и Актеона. Восточная сторона фрескового цикла. Франческо Пармиджанино 1524

Американский историк искусств Бернард Беренсон называл его «последним из действительно ренессансных художников Северной Италии» и отмечал: «Он обладал такой непреодолимой склонностью к элегантности, что его не удовлетворял и Корреджо. Но эту элегантность Пармиджанино выражал с такой искренностью и пылом, что создал свой подлинный, хотя и ограниченный стиль утонченной грации и хрупкой изысканности».

Автопортрет до Рима доведет


В 1524 году юный художник в сопровождении своих дядей отправляется в Рим. У него были большие планы, по словам Вазари: «Обучаясь в Риме, он пожелал увидеть все находившиеся в этом городе древние и новые произведения как скульптуры, так и живописи. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». Однако помимо этого у Пармиджанино были амбиции в отношении получения заказов у высшей церковной знати.

С этой целью он привез лучшие образцы своих работ, среди которых был и новаторский «Автопортрет в выпуклом зеркале».

Автопортрет в выпуклом зеркале. Франческо Пармиджанино 1524, 24.4×24.4 см

Для создания этой картины он заказал деревянную полусферу по размеру зеркала, свое отражение в котором он задумал в точности передать — вместе со всеми искажениями и бликами. И результат получился ошеломительным: как только один из приближенных ко двору папы Климента VII увидел искусный автопортрет, то тут же велел представить юное дарование понтифику. По городу стали стремительно распространяться слухи о появлении живописца, в которого вселился дух самого Рафаэля.

Работы Пармиджанино в экспозиции Венского музея истории искусств Фото: Потехина Ольга

Даже спустя века этот автопортрет Пармиджанино не потерял эффектности: обычно скупой на похвалу Александр Бенуа называл его «одной из самых совершенных имитаций видимости» и отмечал, что он «мог бы, вероятно, соперничать с виноградом Зевксиса и занавеской Парразия И даже для нашего „выдрессированного“ фотографией глаза этот кунштюк не потерял своей силы иллюзии».

Работы Пармиджанино в экспозиции Венского музея истории искусств Фото: Потехина Ольга

А в 80-х годах прошлого века американский поэт-авангардист Джон Эшбери посвящает «Автопортрету в выпуклом зеркале» целую одноименную поэму, где есть такие строчки:
Франческо,
Рука твоя достаточно велика, чтоб сокрушить сферу,
И даже, кажется, слишком — для затейливых хитросплетений, —
Что лишь противоречит ее последующему плененью. (Она велика,
Но все ж не груба — просто в другом измерении, словно
Кит, спящий на дне морском, в сравнении с крохотным кораблем
На поверхности, представляющим ценность лишь для себя самого.)
Однако твои глаза утверждают, что все есть поверхность.
Поверхность есть то, что изображено,
И нет ничего, кроме того, что есть.
(перевод Яна Пробштейна)

Видение святого Иеронима. Франческо Пармиджанино

Во время пребывания в Риме Пармиджанино много занимался изучением и копированием работ Рафаэля и Микеланджело, что немало отразилось на его собственных картинах. Последняя из них, написанная перед отъездом, — «Видение святого Иеронима» — стала переосмыслением скульптурной композиции Микеланджело «Мадонна Брюгге»: на картине Пармиджанино младенец Иисус также стоит у ног святой Марии. А поза Иоанна Крестителя с поднятым вверх пальцем в нижней части панели напоминает об изображении этого святого на картине Леонардо да Винчи.

По свидетельству Вазари, именно во время работы над «Видением святого Иеронима» в дом ворвались солдаты императора Карла V, но художник даже не заметил этого из-за погруженности в процесс создания картины.

Они были якобы настолько впечатлены мастерством Пармиджанино и его невозмутимостью, что оставили дом, не причинив ему вреда, но при этом захватив с собой несколько работ художника.

Несостоявшийся гравер


Покинув Рим из-за военных действий, художник перебрался в Болонью. И если в столице он был одним среди многих других многообещающих талантов, то здесь умения Пармиджанино приближали его к первым строчкам местного рейтинга живописцев. Окрыленный успехом, он решает открыть мастерскую, где помимо прочего изготавливал офорты по своим эскизам.

Но в этом деле его поджидала неудача, связанная с нечистоплотностью его помощника, который решил испариться вместе со всеми гравюрами и рисунками к ним. И хотя пропажу вскоре обнаружили, художник так и не смог вернуться к офортам, полностью посвятив себя живописи.

Мадонна с длинной шеей Франческо Пармиджанино 1530-е , 219×135 см

Четыре года, проведенные в Болонье, становятся решающим периодом в формировании авторского почерка Пармиджанино. Среди его отличительных черт — гипертрофированная передача эмоций персонажей в религиозных сценах и мистическая атмосфера, которую усиливают своеобразные позы персонажей и алхимические символы. Например, на одной из известнейших картин этого периода, «Мадонне с розой», цветок может выступать и как символ непорочного зачатия, так и обозначение финальной стадии превращения материи в алхимии.

Мадонна с розой. Франческо Пармиджанино 1530, 88.5×109 см

Здесь же Пармиджанино создал одно из наиболее впечатляющих своих полотен — религиозную сцену «Обращение Савла». Эпизод из книги Нового Завета «Деяния святых апостолов» посвящен чудесному преображению кровожадного фарисея в верного христианина после того, как глас с небес застиг его по пути в Дамаск и переубедил его продолжать свои гонения верующих. Пармиджанино отказался от традиционной многофигурной сцены и изображения Христа на облаке, сделав центральной фигурой композиции коня Савла, символизирующего преображающую Божественную силу.

Обращение Савла. Франческо Пармиджанино 1520-е , 177.5×128.5 см

Печальный финал


В 1531 году художник возвращается в Парму. Здесь он получает заказ на роспись церкви Санта-Мария-делла-Стекката и поначалу с большим энтузиазмом берется за дело: создает множество подготовительных эскизов и даже лепит глиняные фигуры для последующего отливания бронзовых скульптур. Он планировал окончить масштабный проект в течение полутора лет и нанял для этого дополнительный персонал, но работа не задалась. Начались перебои с поставкой необходимых материалов, да и представители духовенства противились воплощению амбициозных и новаторских идей Пармиджанино.

Внутренний свод храма Санта-Мария-делла-Стекката с "Тремя девами мудрыми". Франческо Пармиджанино

Но хуже всего было то, что увлечение художника алхимией, поначалу не представляющее особой угрозы, начало приобретать масштаб одержимости. Он начал спускать весь заработок на дорогостоящее оборудование для экспериментов с ртутью: Пармиджанино тратил на уголь, дрова, стеклянные колбы и другие расходники за один день больше, чем зарабатывал в Стеккате за неделю. В итоге он окончательно забросил работу над росписью, сорвал все сроки, и община церкви обратилась в суд для взыскания убытков с нерадивого художника, получившего солидный аванс за невыполненный заказ.

Лукреция. Франческо Пармиджанино 1540

Пармиджанино удалось выйти из-под стражи благодаря обещанию закончить фрески в капелле в кратчайший срок, но вместо возобновления работ над заказом он бежал в городок Казальмаджоре. Здесь художнику удается написать еще несколько картин, последней из которых считается лаконичная во всех отношениях «Лукреция». Но рассудок мастера все больше помрачался, и, по словам Вазари, он стремительно превратился «из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, опустился и стал нелюдимым и мрачным».

Автопортрет Пармиджанино этого периода запечатлел эту разительную перемену без прикрас: трудно поверить, что потухший и погруженный в нелегкие думы взгляд на нем принадлежит тому самому обольстительному красавцу с «Автопортрета в выпуклом зеркале».

Автопортрет Франческо Пармиджанино 1540

В 1540 году, в возрасте всего 37 лет, Пармиджанино умирает от «тяжкой горячки». Вазари сокрушался по поводу скоропостижной кончины некогда многообещающего художника и обвинял в ней увлечение алхимическими опытами: «О, если бы только Господь пожелал, чтобы он продолжал заниматься живописью, а не увлекался мечтой заморозить ртуть, ради приобретения богатств, больших, чем какими наделили его природа и небо! Ведь в таком случае он стал бы в живописи поистине единственным и несравненным. Он же в поисках того, чего найти никогда не мог, потерял время, опозорил свое искусство и погубил жизнь свою и славу».

В соответствии с эксцентричным волеизъявлением Пармиджанино, он был погребен обнаженным с архипастырским крестом на груди в базилике Ла Фонтана близ Казальмаджоре.
Источник: artchive.ru
Поделись
с друзьями!
23
0
1 день

Самые здоровые страны мира 2023

Хотя определение понятия «здоровая страна» может варьироваться от одного источника к другому, для этой статьи я использую недавнее исследование журнала Ceoworld. В нем собраны данные из нескольких авторитетных источников, в том числе из:

- Фонда ООН в области народонаселения,
- Всемирного банка,
- исследования Lancet,
- Всемирной организации здравоохранения.

Ранее главным источником подобных обзоров был глобальный индекс здоровья Bloomberg. Однако он не обновлялся после пандемии Covid-19.

Представляем вам топ-10 самых здоровых стран мира 2023 года, полный список стран в виде таблицы вы найдёте в конце статьи.


10. Норвегия



Как и другие скандинавские страны, Норвегия уделяет особое внимание балансу между работой и личной жизнью, что приносит большую пользу здоровью ее граждан.

Норвежцы придерживаются диеты, богатой омега-3, антиоксидантами и минералами. В этой стране высокая продолжительность жизни (чуть более 83 лет) и низкий уровень убийств (0,9 на 100 000 человек по сравнению со средним мировым показателем 6,9). Возможно, что потрясающие пейзажи страны также могут немного улучшить качество жизни ее граждан.

9. Монако



Крошечное и непомерно богатое Монако — это то место, где стоит жить вечно. Или, по крайней мере, долго. Согласно последнему докладу ООН «Мировые демографические перспективы», средняя продолжительность жизни в Монако составляет 85,9 лет (самый высокий показатель в мире на данный момент). А это означает, что у его жителей-миллионеров есть много времени, чтобы насладиться своими яхтами и средиземноморской диетой, приготовленной шеф-поваром.

8. Австралия



Достаточно одного взгляда на австралийские пляжи и блюда местной кухни, и становится понятно, почему так много граждан Австралии здоровы и счастливы. Еда из местных, качественных продуктов – здесь это не тренд, а образ жизни, как и серфинг, пешие походы и отдых на свежем воздухе в целом.

7. Новая Зеландия



Когда вы живете в лучшем в мире месте для отдыха на свежем воздухе, не говоря уже о самых красивых пейзажах, то легко быть здоровым человеком. Новозеландский Окленд считается одним из лучших мест для жизни в мире, благодаря обилию зеленых насаждений, вкусной и здоровой пище и приятному климату.

6. Тайвань



Азиатские страны поощряют культуру ежедневных физических упражнений, а также могут похвастаться диетами, в которых предпочтение отдается рису, овощам и морепродуктам, а не красному мясу.

Тайвань не является исключением: эта восточноазиатская страна предлагает своим гражданам качественное медицинское обслуживание (и доступное медицинское обслуживание для эмигрантов). В 2020 году правительство Тайваня даже превратило национальный парк Янминшань в первый в мире официальный городской тихий парк, где жители могут укрепить разум и тело.

5. Финляндия



Финляндия постоянно возглавляет рейтинги самых счастливых стран в мире, да и в рейтинге здоровья не на последнем месте. В физическом плане ожидаемая продолжительность жизни финнов за последние два десятилетия улучшилась благодаря таким мерам, как увеличение расходов на здравоохранение и сокращение числа взрослых курильщиков.

Жители Финляндии имеют легкий доступ к качественным продуктам и рыбе и, по свежей статистике, в этой стране у людей старше 25 лет ниже уровень ожирения (15,6%), чем в таких странах, как Америка (36,9%) и Россия (26,5%).

4. Гонконг



Хотя Организация Объединенных Наций официально не признает Гонконг страной, его высокое место в списке самых здоровых стран 2023 года по версии Ceoworld заслуживает внимания. В городе одна из самых высоких в мире показателей продолжительности жизни - 85,5 лет, по этому параметру он уступает только Монако. Журнал Lancet объясняет это «уникальным сочетанием экономического процветания и низкого уровня курения».

Добавьте к этому обилие городских парков, высококачественное медицинское обслуживание и легкий доступ к пляжам, и станет ясно, почему граждане этого мегаполиса отличаются хорошим здоровьем.

3. Исландия



Граждане этой страны активны и любят отдых на свежем воздухе, а диета, состоящая в основном из свежих морепродуктов и мяса крупного рогатого скота, выращенного на свободном выгуле, помогает поддерживать среднюю продолжительность жизни на уровне 80-ти лет как для мужчин, так и для женщин. Фактически, у исландцев одна из самых чистых диет на планете.

2. Сингапур



Самая здоровая страна в Азии. Кажется, что местные жители сочетают свою любовь к уличной еде с активным образом жизни — более того, в 2019 году правительство раздало своим гражданам бесплатные Fitbit. Даже те сингапурцы, кому не повезет упасть с тренажёра, имеют в качестве страховки одну из лучших в мире систем здравоохранения. В ней особое внимание уделяется медицинским обследованиям, вмешательствам и программам поддержания здорового образа жизни.

1. Италия



Дети, рожденные в Италии, могут рассчитывать дожить до 80 лет. В стране пиццы и пасты большинство граждан ведут активный образ жизни и придерживаются диеты, богатой овощами, нежирным мясом, свежей рыбой и оливковым маслом, что приводит к снижению уровня холестерина и нормализации давления. Активный образ жизни в сочетании со здоровым питанием – отличная профилактика множества заболеваний, в том числе ожирения, варикоза, диабета и т.д.

Думаю, пришло время добавить «быть здоровым» в список того, что итальянцы делают лучше, чем все остальные нации!

А вот ТОП-100 список самых здоровых государств мира по итогам 2023 года


Указана позиция страны в рейтинге, название страны и количество баллов по системе оценки.

1 Италия 72.15
2 Сингапур 67.22
3 Исландия 65.15
4 Гонконг 64.32
5 Финляндия 60.53
6 Тайвань 59.76
7 Новая Зеландия 59.76
8 Австралия 57.77
9 Монако 57.65
10 Норвегия 57.38
11 Люксембург 56.31
12 Швеция 56.29
13 Швейцария 56.2
14 Германия 55.98
15 Канада 55.89
16 Япония 55.73
17 Дания 55.46
18 ОАЭ 55.37
19 Франция 55.31
20 Ирландия 55.19
21 Португалия 54.95
22 Израиль 54.92
23 Австрия 54.69
24 Нидерланды 54.63
25 Бельгия 53.99
26 Кипр 53.74
27 Мальта 53.59
28 Испания 53.55
29 Катар 53.41
30 Южная Корея 53.28
31 Великобритания 53.25
32 Словения 53.13
33 Чешская Республика 53
34 Бахрейн 52.83
35 Кувейт 52.52
36 Греция 52.5
37 Хорватия 52.4
38 Саудовская Аравия 52.35
39 Оман 52.24
40 Бразилия 51.85
41 Уругвай 51.8
42 Словакия 51.7
43 Чили 51.61
44 Эстония 51.41
45 США 51.34
46 Коста-Рика 50.88
47 Куба 50.73
48 Малайзия 50.59
49 Латвия 50.39
50 Маврикий 50.28
51 Сейшельские острова 50.13
52 Аргентина 50.04
53 Венгрия 49.97
54 Македония 49.9
55 Литва 49.87
56 Мальдивы 49.64
57 Мексика 49.6
58 Польша 49.25
59 Молдова 49.17
60 Таиланд 49.15
61 Турция 48.96
62 Венесуэла 48.94
63 Колумбия 48.93
64 Черногория 48.92
65 Албания 48.86
66 Румыния 48.84
67 Армения 48.71
68 Азербайджан 48.66
69 Беларусь 48.62
70 Ливия 48.58
71 Россия 48.54
72 Казахстан 48.15
73 Узбекистан 48.14
74 Шри-Ланка 48.1
75 Египет 48.05
76 Парагвай 47.27
77 Грузия 47.14
78 Болгария 47.02
79 Индонезия 46.74
80 Марокко 46.67
81 Бутан 46.57
82 Южная Африка 46.54
83 Филиппины 46.21
84 Китай 46.15
85 Монголия 46.03
86 Таджикистан 45.96
87 Намибия 45.86
88 Индия 45.84
89 Туркменистан 45.42
90 Бангладеш 45.39
91 Замбия 45.29
92 Мьянма 45.28
93 Камбоджа 45.23
94 Непал 44.85
95 Папуа - Новая Гвинея 44.75
96 Пакистан 44.62
97 Гана 44.25
98 Уганда 44.1
99 Сенегал 44.06
100 Свазиленд 44.03
Источник: billionnews.ru
Поделись
с друзьями!
53
4
4
1 день

Казино, текила и птичий помет: как совпадения и случайности разоряют целые страны

История знает примеры, когда к экономическому кризису приводило стечение малозначительных обстоятельств.


«Эффект текилы». Мексика, 1994


Испаноязычное выражение «эффект текилы» часто переводится как «эффект домино». Но его можно интерпретировать и немного иначе. Если «эффект домино» заключается в цепочке связанных событий, то «эффект текилы» — ситуация, когда множество относительно мелких и не всегда связанных происшествий приводят к крупным проблемам. Это и случилось с мексиканской экономикой в 1994 году.

В начале года в провинции Чьяпас началось восстание; один из кандидатов в президенты страны был убит; ФРС (Федеральная резервная система) США резко подняла базовую ставку, сделав доллар более привлекательной валютой для инвестиций. Все это снизило доверие инвесторов к экономике Мексики и привело к быстрому увеличению оттока капитала. Чтобы удержать капитал, администрация уходящего президента Карлоса Салинаса выпустила облигации с выплатами в американских долларах.


Мексиканский песо, жестко привязанный к доллару, был, очевидно, переоценен, но Центробанк удерживал его курс, растрачивая резервы, а правительство увеличивало долговую нагрузку. Тем не менее за ноябрь 1994 года из страны было выведено около 3 миллиардов долларов, из них только за один день 18 ноября — 1,6 миллиарда. В итоге в декабре песо был «отпущен на свободу», и его курс рухнул.

ВВП страны в 1995 году снизился на 6,2%, инфляция достигла 35%, безработица выросла с 3,7 до 6,2%, реальная зарплата упала на 20% и восстановилась только через 10 лет. Страну отчасти спасла серия международных кредитов общим объемом 50 миллиардов долларов (в обмен на принятие жестких мер бюджетной экономии и наведение порядка в финансах). Падение национальной валюты помогло нарастить экспорт и в целом восстановить экономику: уже в 1996 году ВВП начал расти.

«Казиномика». Финляндия в 1990-е


В 1980-х годах Финляндия дерегулировала финансовый рынок, в результате чего начался приток иностранных инвестиций и резко вырос долг местных банков перед иностранными кредиторами. Финские банки, привлекая дешевые внешние кредиты, занялись финансовыми спекуляциями и крупными инвестициями в рискованные проекты.


Этот период получил название «казиномика»: действия банков больше напоминали ставки в казино, чем продуманные консервативные инвестиции. В результате в начале 1990-х рухнули крупные банки SKOP и STS, причем последний был известен как «касса» для политиков социалистической партии и профсоюзных боссов, которые занимали в нем крупные суммы на свои (оказавшиеся провальными) бизнес-проекты.

Эль-Ниньо против человека, Перу–1973


К началу 1970-х годов местная разновидность анчоуса стала одним из главных источников валюты для Перу. Однако в 1972 году на неумеренный вылов наложился природный катаклизм: устойчивое изменение морских течений, известное как Эль-Ниньо, катастрофически сократило популяцию анчоусов. Добыча рухнула c 12 миллионов тонн в 1971 году до 1,2 миллиона в 1973-м.


Автор текста: Артем Ейсков
Источник: vokrugsveta.ru
Поделись
с друзьями!
43
1
1 день

Байкальский дзен: загадочное явление, из-за которого камни будто подвешены над водой

«Байкальский дзен» можно наблюдать зимой на озере Байкал: лежащие на льду камни со временем как бы приподнимаются на тонких ледяных ножках-пьедесталах с углублением вокруг. Результат напоминает японские сады камней, которые воплощают мировоззрение дзен-буддизма, поэтому явление получило такое название.


В районе озера даже зимой стоит ясная погода, так что солнце здесь сияет до 2 200 часов в год — на уровне южных регионов. Камни попадают на лёд из-за действий человека или сильного ветра, а под воздействием солнечных лучей лёд вокруг камня немного подтаивает и испаряется, а под самим камнем не тает, образуя «ножку». Это и называется сублимацией — переход из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую форму.











Поделись
с друзьями!
882
1
9
6 дней

Впечатляющие работы чемпиона мира по карвингу Даниэля Баррези

Еда, помимо пропитания, способна завораживать, восхищать и вдохновлять. В руках таких художников, как Даниэль Баррези (Daniele Barresi), она выходит за рамки своей обычной кулинарной функции, становясь средством для сложного мастерства и творческого самовыражения.


Будучи чемпионом мира по карвингу, Баррези превратил эту вековую традицию в завораживающую форму искусства, оставляя зрителей в восторге от своего таланта и видения.


Родившись в скромной Италии, Баррези обнаружил свою страсть к карвингу в юном возрасте. Его путь начался с традиционных материалов для резьбы, таких как дерево и мыло, прежде чем он наткнулся на уникальный холст из фруктов и овощей.























Источник: billionnews.ru
Поделись
с друзьями!
552
0
10
6 дней

Никаких фруктов и морфий на ночь: дикие советы по воспитанию детей викторианской эпохи

Угадайте, что общего между воспитанием детей в наше время и в викторианскую эпоху? Вы в жизни не догадаетесь, но нас с Британией позапрошлого века роднит огромное количество дурацких советов для родителей от «авторитетных экспертов».

Если сейчас мамы, папы и бабушки черпают мудрость из интернетов, то раньше советы издавались в книгах, которые были нарасхват. Мы собрали самые экзотические рекомендации, которые, по мнению английских ученых викторианской эпохи, помогают вырастить здорового и умного ребенка.


Здоровое питание по-викториански


В 19 веке, как и сейчас, родителям рекомендовали уделять особое внимание питанию детей. Ученые того времени не без основания считали, что ошибки в рационе ребенка приводят к несварению желудка, кишечным коликам и прочим напастям. Вот только среди нежелательных для детей продуктов оказались совсем уж неожиданные.


Популярный «Учебник гигиены Джорджа Генри Роэ», изданный в Лондоне в 1890 году, утверждал, что детям категорически противопоказаны конфеты, пироги, варенье и соленые огурцы. С этим трудно спорить, но не спешите хвалить автора. В этот список, неожиданно, попали орехи и, внимание, все фрукты. Нет, мы не ошиблись — родителям рекомендуют следить за тем, чтобы малыши не наелись абрикосов, персиков, слив, изюма и вишни с черешнями. Но что предлагает сэр Джордж Роэ в качестве полноценного здорового питания?

Все просто — в небольшой список полезных для детей продуктов попали овсяная и перловая каша, хлеб и отварной картофель. Детям викторианской эпохи не позавидуешь. Кроме всего прочего, авторитетный специалист утверждал, что пищу нельзя употреблять ни горячей, ни холодной. Все что дают ребенку должно быть слегка теплым. Перекусы в те суровые времена не приветствовались, но родителям разрешалось дать чаду, в виде исключения, кусочек сухого хлеба.

Запрет на зеленое


Одним из важнейших столпов детского и подросткового питания в викторианскую эпоху был запрет на все зеленое. Лидия Мария Чайлдс в своем справочнике от 1831 года «Книга матерей» заявляет, что когда у ребенка прорезаются зубы, ему категорически запрещено давать пищу и напитки зеленого цвета.


Другой эксперт по имени Пай Генри Шавасс утверждает, что детям вообще нельзя давать что-либо, «содержащее зеленые и желтые пигменты». Под запретом оказался даже зеленый чай! Шавасс уверял, что зеленый чай заставляет людей нервничать и это особенно опасно для неокрепшей юной психики. Сейчас нам известно, что в зеленом чае содержится много кофеина, имеющего возбуждающее свойство, так что доля истины в словах ученого есть, но больно уж он сгущал краски.

Если разобраться, то совет избегать всего зеленого в детском питании хоть и выглядит глупо, но в 19 веке имел некоторый смысл. Избегать зеленого означало не только убрать из рациона огурцы и шпинат, но и исключить пищу, искусственно окрашенную в зеленый и его оттенки.

Хорошо известно, что в 18-19 веках для получения красивого зеленого цвета нередко использовали мышьяк. Этим токсичным веществом могли окрашивать что угодно, от обоев и бальных платьев до лепестков искусственных цветов. Если у взрослых не принято тянуть в рот все подряд, то у детей с этим во все времена были проблемы. Запрет на зеленое в пище вполне мог быть направлен на выработку осторожного отношения к ярко-зеленым предметам, содержащим яд.

Все есть яд, и все есть лекарство


С одной стороны, подрастающее поколение британцев старались оградить от пагубного воздействия мышьяка, а с другой стороны, прописывали в виде лекарств не менее опасные яды. Вполне невинным средством считали «успокаивающий сироп» для младенцев у которых прорезаются зубы. Эффект этого средства был очевиден, так как в его основе лежал в лучшем случае спирт, а в худшем — самые настоящие наркотики из группы опиатов.


Бывало и так, что в одном лекарственном средстве встречалось и то и другое. Примером такого детского препарата можно считать очень востребованный во второй половине 19 века «Сироп миссис Уинслоу», в составе которого было всего лишь два компонента — спирт и морфий. Создательница сиропа обещала, что он не только упокоит ребенка, но и остановит диарею.

Это было очень популярное у родителей средство, о чем говорят объемы его продаж. В Королевстве и его колониях за год реализовывалось по полмиллиона флаконов чудодейственного сиропа Уинслоу. Очень популярным ингредиентом лекарств для наружного и внутреннего применения в 19 веке была ртуть. В сборнике «Домашняя книга здоровья и медицины» 1834 года некий доктор Уильям Хорнер предлагал использовать ртуть при десятках различных недугов.


Нужно отдать этому человеку должное, он без устали предупреждал читателей о том, чтобы они были максимально осторожны с коварным металлом и не превышали дозировки. При этом Хорнер без малейших сомнений советовал использовать мазь из ртути для выведения у детей веснушек. Самым популярным болеутоляющим средством викторианской эпохи, в том числе прописываемым детям, был опиум.

Его без рецепта продавали в любой аптеке и родители без колебаний использовали его для того, чтобы сбить у ребенка высокую температуру или успокоить кричащего младенца. Выпускались на основе опиума и брендовые лекарства. Одним из самых известным можно считать «Эликсир опиума доктора МакМанна». Его прописывали и взрослым, и детям, чтобы устранить «боль и раздражение, нервное возбуждение и различные болезненные состояния тела и разума». В общем, практически панацея.

Никакого чтения — только грязь, только хардкор



В наши дни многие родители не могут заставить своих детей читать, а вот в викторианскую эпоху все было совсем иначе. В книгах по педагогике родителям настоятельно рекомендовали ограничивать своих отпрысков в чтении книг. Ученые того времени на полном серьезе считали, что литература может негативно отразиться на неокрепшем мозге ребенка.


Педагог Уильям Джонс в своем научном труде «Письма наставника своим ученикам» заявлял, что нужно изымать у молодого поколения все, кроме учебников. По его мнению, художественная литература — это «корень слабости человеческого разума».

Девушкам не советовали читать романтические книги, так как они могли создать у неопытной особы превратное представление об окружающем мире и людях. Но если детям было противопоказано чтение, то чем их можно было занять полезным и интересным? На эту тему у авторов книг с советами была уйма рекомендаций. Например, в одном из справочников для родителей предлагалось дать мальчикам кучу земли, чтобы те могли делать «пирожки с грязью».


Считалось, что, покупая игрушки, взрослые балуют детей, поэтому лучше всего было изготавливать их своими руками. Уже упоминавшаяся нами Лидия Мария Чайлдс советует вырезать девочкам кукол из бумаги или изготавливать их из папье-маше. В принципе, не самый плохой совет с точки зрения развития у ребенка творческой мысли и навыков работы своими руками.

Наказания


Там где говорят о воспитании детей, рано или поздно упомянут и наказания. Подавляющее количество авторов викторианской эпохи приветствуют телесные экзекуции и, судя по рассуждениям на эту тему, хорошо знают в них толк. В книге 1884 года «Несколько советов матерям о том, как вести себя с детьми» говорилось, что не стоит идти на поводу у моды и что по-прежнему самыми лучшим детским наказанием остается бичевание тонкой, мягкой, старой кожей или домашними тапочками.


При этом автор оговаривается, что в процессе наказания стоит убедиться в том, что удары не попадают по лицу или по ушам ребенка.

А вот Орсон Сквайр Фаулер в своей работе «Самокультура и совершенство характера: включая управление молодежью» отмечает, что порка — это непедагогично и авторитетно советует родителям окатывать детей ледяной водой или погружать в холодную ванну. Таким образом, считал Фаулер, можно урезонить самых распоясавшихся шалунов.

Теперь вы понимаете, что воспитательные моменты, применявшиеся в свое время к вам родителями, были вполне гуманными. Вас наверняка не кормили опиатами и ртутью, не отбирали фрукты и не окатывали чуть что холодной водой.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
435
2
13
6 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!