Когда боги были цветными: неожиданный взгляд на античные скульптуры

Если задать вопрос, какого цвета античные статуи богов и героев, даже школьник ответит, что они белые. Это вполне логично, так как изготавливали свои шедевры греческие и римские мастера из мрамора, который имеет, в основном, белоснежный цвет.

Выставка «Пестрые боги» (Bunte Götter) из Дании, успешно проводимая с 2003 года в самых известных музеях Европы и США, ломает устоявшиеся стереотипы и показывает античные скульптуры такими, какими их видели современники Мирона, Фидия и Праксителя.


Долгие столетия считалось, что античные скульптуры из мрамора были белыми. Лишь относительно недавно, благодаря инновационным методам анализа материалов, ученым удалось установить тот факт, что древние мастера раскрашивали свои изваяния, причем в весьма смелую цветовую гамму.

Эксперты установили, что на многих фигурах богов и героев были нарисованы детали одежды и почти у всех присутствовала роспись лиц. В древнем мире использовались яркие краски растительного и минерального происхождения, которые имели один важный недостаток – невысокую стойкость. Очевидно, статуи, подвергавшиеся атмосферным воздействиям, приходилось регулярно «подновлять».

Восстановленная роспись античных горельефов

Основным экспонатом выставки «Пестрые боги» является фигура лучника с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина, созданная около 500 г. до н. э. Ученые предполагают, что скульптура изображает Париса, по вине которого началась кровопролитная Троянская война.

Лучник из храма Афайи

Проведя исследование мраморной скульптуры при помощи ультрафиолетового рефлектографа, специалисты с удивлением обнаружили, что некогда считавшийся обнаженным лучник, оказался одет в яркую, облегающую тело одежду. Узоры были тщательно проработаны – самые мелкие детали имели размер всего 2 мм! Эксперты не могут объяснить, зачем понадобилась такая филигранность для украшения статуи, располагавшейся на высоте более 10 метров – возможно это была прихоть заказчика или просто фирменный стиль ваятеля.

Реконструкция лучника

Исследования этой и многих других скульптур показали различную степень выветривания поверхности мрамора, что свидетельствует об использовании красок, отличавшихся по происхождению и плотности. Химический анализ, взятый с разных участков поверхности, показал наличие в пигменте киновари, медной лазури, медной зелени, красной и желтой охры, а также тончайшего листового золота.

Реконструкция головы воина

Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530–520 гг. до н.э

Но химический и спектральный анализ – это не единственное доказательство состоятельности теории «пестрых богов». В экспозиции выставки представлена голова одной из греческих скульптур воина, на шлеме которого сохранилась роспись, заметная невооруженным глазом. Эта находка будоражила умы археологов и искусствоведов с 60‑х годов прошлого века, но доказать без специального исследования тот факт, что этот случай украшения не единичен, было невозможно.

Голова Калигулы, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37–41 гг

Торс в панцирном доспехе, Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.

Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея) кон. VI в. до н.э.

Реконструкция одежды на фигуре Артемиды

Раскрашенные статуи представляли для жителей античного мира особую ценность. Что касается точки зрения современного человека, привыкшего к классическому, однотонному исполнению этих шедевров, то они кажутся как минимум странными, а как максимум – безвкусно-кричащими.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
139
0
4
1 день

Великолепная Антарктида глазами фотографа Девена Стросса

Бесстрашный путешественник и фотограф Девен Стросс (Deven Stross) родился в США, живет и работает в Портленде. Девен очень любит походы в Антарктиду, а его удивительные работы передают всю атмосферу этого чудесного края. Глядя на его фотографии, очень хочется побывать в этом холодном и величественном мире снега и льда.

Космический пейзаж

Ледокол

Снежная пустыня

Гора Эребус

«Небольшая» изморозь


Мыс Эванса и гора Эребус на фоне

Антарктическое небо

Кажется, что можно загорать… Но за объективом ‑30 °С. Станция Мак Мердо.

Ледоколы


Водная гладь

Географический Южный полюс

Церемониальный Шар Южного полюса

Громадный айсберг. Здесь снимали «Игры престолов»?

Невероятный вид!

Солнечные паргелии… Великолепное зрелище, мистическое и захватывающее.



Космические облака



Антарктический рассвет!


Антарктический закат

Антарктическая ночь прекрасна. Как картинка. Я просто восхищен этим зрелищем…









Работа кипит даже ночью… Так как ночь длится около 4 месяцев.


Млечный путь

Фото: http://500px.com/devenphoto
Источник: 500px.com
Поделись
с друзьями!
254
0
5
1 день

Города в пленительных акварелях художника Квана Йюк Панга

Чтобы остановить «прекрасное мгновение», требуется быстрота реакции и, конечно же, мастерство. Городские эскизы, сделанные Кваном Йюком Пангом, талантливы и точны. Они, действительно, способны зафиксировать миг и сделать его еще более отчетливым.


Китайский художник и заядлый путешественник Кван Йюк Панг (Kwan Yeuk Pang) использует ненасыщенный цвет и ограниченную палитру цветов. Благодаря тщательно выстроенному цветовому минимализму художник создает акварели, наполненные воздухом. От шумных улиц Шанхая и Гонконга до роскошных соборов и европейских городских пейзажей – в каждой его работе запечатлено изменчивое многообразие мимолетных оттенков жизни.


Ускоряющийся темп нашей жизни художник пытается поймать в повседневных скетчах – эскизах, зарисовках и набросках. Например, создавая акварельный образ Собора Святого Марка в Венеции, китайский художник использует всего лишь два цвета: персиковый – для неба и архитектурных бликов, а также голубовато-фиолетовый – для теней и переднего плана. В кругозор художник также попадают многочисленные туристы, местные жители и знаковые венецианские голуби, расхаживающие по широкой мощеной площади или взлетающие в пасмурное вечернее небо.


В другой работе, изображающей зимний городской пейзаж в китайском Ханчжоу, сполохи огненно-оранжевого и красного изображают улицу, освещенную теплым светом фонарей на фоне холодно-синего ночного неба. Зонтики прохожих отражают верхний свет малиновым и желтым. В то же время белые пятна показывают, как мягко падает снег, чтобы тут же растаять на влажном тротуаре.

Ниже подборка работ художника из разных городов, другие его произведения можно найти на сайте и в Instagram.






























Поделись
с друзьями!
183
1
4
1 день

Как лепят снеговиков в разных странах

Три кома, нос-морковка да пуговки-глаза – вот, казалось бы, и весь снеговик. Но нет, традиции и новые веяния лепки снежных изваяний в разных странах не во всем похожи. Мы расскажем, чем отличаются наши снеговики от американских, а японские от европейских.


В целом приёмы лепки снеговика похожи, по крайней мере, в странах, чья культура базируется на европейских традициях. База едина, что в России, что в Европе, что в Северной Америке: три снежных шара в силуэте – брюшко, грудь и голова – да руки из веток или комков снега, в которые вставляется метла (ей, как считается, снеговик должен разгонять тучи, делая каждый зимний день солнечным). Иногда, когда речь идёт именно о снежной бабе, бывает еще и грудь. Но это уже характерно больше для постсоветского пространства. А вот у западных «моделей» встречаются ноги, которые в наших краях никто обычно не лепит.


Но главные различия кроются в деталях. Если у нас носом служит исключительно морковка (очень редко – сосулька), то на западе активно используют и замороженную вишню, и початок кукурузы. «Буржуазный» снеговик по канонам носит цилиндр и покуривает трубку, тогда как отечественный предпочитает ведро и простой рот из камушков. А вот аутентичные угольки, без которых в глазницах снеговиков раньше нельзя было представить, сегодня уже почти не встретишь ни в России, ни в какой-нибудь Германии – паровое отопление у всех.


На азиатских просторах, преимущественно в Японии, где и зимы более чем снежные, и снеговиков лепить очень любят, традиции ваяния антропоморфных зимних сказочных персонажей свои. Там снеговики (Юки Дарума, если называть их на языке страны восходящего Солнца) лепятся исключительно из двух шаров: большой нижний полностью формирует туловище, маленький верхний отвечает за голову. Такое различие идёт от народных кукол Дарума, олицетворяющих основателя дзен-буддизма и чем-то напоминающих наши отечественные матрёшки. И даже как-то удивительно становится после этого от того, что у нас снежные бабы на матрёшек не похожи.




По части создания снеговиков, разумеется, не обходится без постоянно возникающих оригинальных идей, которые сегодня, в эпоху Интернета и быстрого распространения информации, обретают популярность во всём мире. Мы не будем говорить о «снеговиках» из иных материалов (на пляжах их, например, могут слепить и из песка) или о снежных скульптурах мастеровитых художников – это не те снежные бабы, которых можно встретить, просто прогуливаясь по городу зимним вечером. А вот снеговики-рекордсмены – это уже интересней. Например, в 1999 году в городе Бетел, штат Мэн, слепили четырёхтонного снеговика ростом в 35 метров, а в 2008 году там же увеличили его на две тонны и два метра соответственно.



Бывало даже, что гигантские праздничные скульптуры из снега приводили к резонансным скандалам. Как, например, в случае со знаменитой Снегодзиллой, которую с 2005 года каждую зиму лепил житель Анкориджа, штат Аляска, по имени Билли Пауер. Преодолев отметку в семь метров в высоту, снеговик вызвал жалобы соседей, которые опасались его обрушения на их участки. Местные власти постановили снести символ зимы. Этот случай приводил к регулярным протестам снег-активистов до тех пор, пока у города не сменился мэр. Теперь Билли лепит свою Снегодзиллу на законных основаниях.


В Англии принято лепить снеговиков только мужского пола. Их даже называют "снежный мужчина".

Во многих странах Европы у снеговика всегда есть ноги, которые славяне заменяют самым большим комком из снега. Также в Европе в качестве носа берётся замороженная вишенка или початок кукурузы. Ещё европейский снеговик вместо ведра носит цилиндр, курит сигару или даже трубку.

В Японии снеговики выглядят так: два шара, где нижний шар – это туловище, а верхний шар – голова. Такая разница идёт от традиционных кукол Дарума, которые олицетворяют основателя дзен – буддизма. А ещё в Японии слепили самого высокого снеговика. Его высота составила тридцать метров. Он признан одним из самых высоких снеговиков в мире.

В странах Азии снеговики часто напоминают героев популярных мультфильмов и комиксов.


В Румынии принято обязательно украшать шею снеговика верёвкой, на которую нанизан чеснок. Считается, что таким способом можно отогнать нечистую силу, а также оборотней.

В Норвегии снеговики очень похожи на троллей. Их так и называют «белые тролли». На них запрещено смотреть ночью через занавеску. Это считается нехорошим знаком.

В Америке слепили снеговика высотой тридцать пять метров, а весом он был четыре тонны. Через несколько лет усовершенствовали фигуру, сделав её выше на два метра и тяжелее почти на сто килограмм.


Часто новые стили для снеговиков диктует поп-культура. Например, до сих пор в мире очень и очень популярны снеговики а-ля знаменитый комикс «Кельвин и Хоббс», главный герой которого – мальчик Кельвин – обожал лепить человечков из снега, которым, так сказать, не слишком везло. Так что, если встретите двуглавого снеговика-мутанта или лежачего снеговика, из груди которого растёт дерево, – теперь вы знаете, откуда это пошло. Не так давно, после того, как южнокорейский исполнитель Psy взорвал Интернет своей вирусной песней, спев её позже и возле снежной скульптуры в виде себя, сеть заполонили фотографии снеговиков в образе этого певца. Снеговики-зомби, снеговики, пожирающие детей, снеговики, слепленные вокруг почтовых ящиков, мини-снеговики – в этом творческом деле людей останавливают только границы их фантазии. Ведь провести зиму и не соорудить оригинальную снежную бабу – это провести зиму впустую.

Поделись
с друзьями!
572
3
6
6 дней

10 самых безумных авантюристов-археологов в истории

Кому-то близка жизнь авантюристов, полная неожиданностей и приключений, а кто-то считает таких людей не от мира сего. В этой публикации хотим познакомить вас с настоящими отчаянными путешественниками и авантюристами — теми, кто не мог представить себе жизнь без приключений.


Венделл (Уэнделл) Филлипс


Родился в 1922 году и получил ученую степень в области палеонтологии в 1943 году. Филлипсу было 27 лет, когда он отправился в свою первую экспедицию в Африку. Еще через год была предпринята его самая известная экспедиция — он вел свою команду к отдаленной части Аравийской пустыни, в то место, которое сейчас известно как Йемен. Экспедиция, спонсорами которой были Dodge и Coca-Cola, привела Филлипса и его группу к раскопкам двух крупных площадок. Первой была Тинна, столица государства Катабан, второй — Мариб, который был, по-видимому, домом царицы Савской.

Венделл Филлипс

Площадка в Марибе, где велись раскопки, находилась в районе, не контролируемом Великобританией. Мало того что экспедиция работала в негостеприимной среде, так ещё и приходилось вести раскопки, не вызывая раздражения у местных племен. Одного человека избили прикладами, второго держали 28 дней в плену. Группа Филлипса покинула Мариб, когда туземцы начали стрелять из винтовок над их головами. В Мариб Филлипс больше не вернулся, но результаты его экспедиции очень важны для изучения истории Ближнего Востока.

Раскопки на месте мистического храма, находившегося близ Мах­рам Билькис три тысячи лет назад, начал в 1951 г. ныне покойный американский археолог Венделл Филлипс.

Кадир Темори


В 2007 году афганское правительство продало права на добычу меди китайской горнорудной компании. Чтобы добраться до залежей меди на 100 миллиардов долларов, необходимо было провести археологические раскопки комплекса Мес-Айнак. В Мес-Айнак расположен 2000-летний буддийский город, а некоторые артефакты, найденные там, имеют возраст около 5000 лет.

Кадир Темори

Когда было продано право на добычу, раскопали только около 10% территории. Кадир Темори, глава афганского археологического департамента в Кабуле, знал, что у него и его команды осталось очень мало времени, и они копали столько, сколько только можно. Темори пришлось уклоняться от давления китайской компании, избегать стычек с талибами и разбираться с враждебно настроенным правительством Афганистана. Комплекс должны были фактически уничтожить в 2013 году, но разработку меди перенесли на конец 2015 года. Отчаянные действия Темори в попытках продолжить раскопки легли в основу документального фильма «Спасти Мес-Айнак».

Фариш Дженкинс


Родился в 1940 году в Манхэттене. Служил в качестве офицера-артиллериста в морской пехоте, затем поступил в Йельский университет, который окончил со степенью доктора философии. Считал себя палеонтологом, но имел обширные знания также в смежных областях — анатомии, зоологии и палеонтологии позвоночных.

После окончания Йеля стал профессором в Гарварде, где проявил себя как обаятельный и харизматичный преподаватель. Дженкинс прослыл весьма колоритным персонажем — он носил чехословацкую шапку из кроличьего меха, спортивные карманные часы, флягу с водкой и пистолет.

Фариш Дженкинс

Его полевая деятельность началась в Африке. Как-то раз он фотографировался рядом с черным носорогом и носорог напал на него. К счастью, Фариш сумел избежать телесных повреждений.

Потом он отправился в северную часть Канады и Гренландию, чтобы собрать окаменелости, работал в экстремальных погодных условиях и по соседству с полярными медведями.

Тиктаалик

Одна из главных его находок — окаменелость, известная как тиктаалик, — рыба с зачатками ног, ушей и рыла, жившая 375 миллионов лет назад. Она служит доказательством выхода морских существ на сушу.

Джим Паттон


Джим Паттон более 40 лет был куратором в музее зоологии позвоночных Калифорнийского университета в Беркли. На протяжении всей карьеры Паттон отправлялся в отдаленные части света для изучения млекопитающих и пять раз терпел кораблекрушение.


Первое и самое драматичное крушение произошло в 1966 году у берегов Мексики, когда он был еще студентом. Паттон и мексиканский рыбак плыли на небольшой лодке. Когда они попали в шторм, их катер почти затонул. Лодка в конечном итоге разбилась о скалы в бухте, где они в течение 10 дней боролись за жизнь.

В другой раз, у побережья Коста-Рики, его лодка загорелась. Он провел много времени на спасательном плоту вместе с 13 членами экипажа.

Последнее крушение произошло в 1992 году на реке Амазонке в Бразилии, когда его лодка затонула менее чем за минуту.

Иван Спрайц


Несмотря на современные технологии, есть ещё в мире много неизученных районов, особенно в Южной Америке. Из-за дремучести тропических лесов Амазонки большинство экспедиций проводится на суше.

Иван Срайц, адъюнкт-профессор Словенской академии наук и искусств, поступил в университет в Мексике, где получил докторскую степень в области антропологии. С тех пор он ищет руины цивилизации майя.

Иван Спрайц

Путешествие через густые джунгли с мачете небезопасно. Во время своих походов он натыкался на ягуаров и пум, но самую большую опасность представляли ядовитые змеи и насекомые.

Последние могут заразить людей лейшманиозом, который вызывает страшные язвы на коже и смертельно опасную болезнь Шагаса. Спрайц говорит, что «это тяжелая работа, но очень романтичная».

Хайрам Бингем III


Хайрам Бингем родился на Гавайях и получил докторскую степень в Гарварде. В 1906 году он начал изучать отдаленные районы Южной Америки, а в 1907 году получил должность преподавателя Йельского университета.

Хайрам Бингем III

Самое известное его путешествие состоялось в 1911 году, когда он исследовал Перу в поисках Виткоса, древней столицы инков. Перуанское правительство предложило Бингему осмотреть некие руины. Там его экспедиция натолкнулась на ряд стен. Это было древний город инков Мачу-Пикчу. Хотя есть некоторые разногласия по поводу того, кто первым обнаружил Мачу-Пикчу, Бингем был, безусловно, первым, кто обнародовал свое открытие. Сегодня Мачу-Пикчу — объект всемирного наследия и считается одним из самых важных археологических памятников из числа когда-либо обнаруженных.

Уильям Монтгомери Макговерн


Уильям Монтгомери Макговерн родился в 1897 году в Манхэттене, провел большую часть своего детства в Азии. Ещё ребенком мать взяла его с собой в Мексику, где он стал очевидцем революции. В 20 лет он получил степень богословия в буддийском храме в Киото, а в 22 года — степень доктора философии в Оксфорде. К этому времени он свободно говорил на 17 языках.

Уильям Монтгомери Макговерн

После окончания обучения Макговерн отправился исследовать отдаленные части мира. Его первое приключение — «запретный город» Лхаса в Тибете. Он пересек Гималаи, но во время экспедиции заболел дизентерией. Тем не менее, замаскировавшись, он смог проникнуть в город — сок грецких орехов сделал его кожу темнее, а лимонный сок скрыл голубой цвет его глаз. Маскировку дополняла одежда слуги.

Он стал если не первым, то одним из первых белых людей, кто проник в запретный город. Там он попал в местную больницу. Когда монахи обнаружили, что в город пробрался посторонний человек, они окружили больницу и начали забрасывать ее камнями. Макговерн вновь замаскировался, покинул лечебницу и присоединился к разъяренной толпе, бросавшей камни.

Несколько лет спустя он вновь провел два года в поисках руин, оставшихся от цивилизации инков в бассейне реки Амазонки. Макговерн потерял одного из членов своей группы (он утонул), а потом ему довелось побывать в смертельных «объятиях» анаконды длиной 8,5 метра. Какое-то время Макговерн и его команда были вынуждены выживать, питаясь только мясом обезьян. Однажды он принимал участие в церемонии местного племени, в ходе которой ему пришлось выпить галлюциногенную смесь.

Впоследствии Макговерн оставил жизнь авантюриста и в возрасте 32 лет стал профессором Северо-Западного университета. Он преподавал политологию и благодаря его уникальным знаниям Азии был назначен специальным советником президента Рузвельта во время Второй мировой войны.

Перси Фосетт


Перси Фосетт родился в 1867 году в семье авантюристов и путешественников. До своих путешествий он служил в Королевской артиллерии, а затем перешел на работу в британскую секретную службу. В 1901 году начал заниматься картографированием для Королевского географического общества. В 1906 году он отправился в свою первую из семи поездок по Южной Америке. Он сделал несколько важных географических открытий, изучая ранее не изведанные районы континента.

Перси Фосетт

Фоссет видел удивительные для людей начала 20-го века вещи, например 18,5-метровую анаконду и гигантских пауков Apazauca. Его доклады о поездках в Амазонию вдохновили сэра Артура Конан Дойла, друга Фосетта, написать научно-фантастический роман «Затерянный мир».

Фосетт стал известен в связи с его теорией о затерянном городе Z. Изучая древние записи и легенды, он считал, что следы погибшей цивилизации скрыты где-то в бразильской Амазонии. Финансируемый финансовой группой Glove, Фосетт вместе со старшим сыном Джеком, другом Райлегом Римэллом и двумя бразильскими рабочими 20 апреля 1925 года отправился на поиски затерянного города. 29 мая жена получила от него телеграмму. Она была последней, кто видел или что-то слышал о Фосетте и его группе.

С тех пор многие путешественники пытались проследить маршрут Перси Фосетта, чтобы выяснить, что произошло. Считается, что он либо умер от болезни, либо был убит туземцами.

Рой Чепмен Эндрюс


Рой Чепмен Эндрюс родился в штате Висконсин в 1884 году, закончил свое обучение в 1906 году и получил работу в Американском музее естественной истории. Его главной страстью было изучение жизни морских обитателей, и он путешествовал по Аляске, Индонезии, Китаю, Японии и Корее, чтобы наблюдать жизнь и собирать кости.

Рой Чепмен Эндрюс

Во время путешествий он не менее 10 раз чудом избежал смерти. Однажды его чуть не загрызли дикие собаки, потом была неприятная встреча с питоном и его едва не убили бандиты.


Эндрюс получил известность после нескольких экспедиций в пустыню Гоби. Во время первой экспедиции исследователи нашли кости динозавров. Во время второй обнаружили окаменелости млекопитающих того же возраста, что невероятно редко. А во время третьей экспедиции Эндрюс и его команда нашли окаменелые яйца динозавров. Эксперты уже давно считали, что динозавры откладывали яйца, но этому не было никаких доказательств.

Эндрюс написал несколько популярных книг о своих экспедициях, а в 1934 году стал директором Американского музея естественной истории.

Отто Ран


Одним из главных возможных прототипов Индианы Джонса был немец Отто Ран. Ран — личность легендарная, и никто не уверен в том, что сведения о нем верны. Он родился в 1904 году и с самого раннего возраста был одержим идеей поиска Святого Грааля.

Отто Ран

Во время учебы в университете Ран углубился в изучение небольшой христианской секты катаров, у которых якобы и хранилась священная чаша. Катары были уничтожены в 1244 году, но Ран считал, что трое катаров бежали. В 1931 году Ран отправился в Лангедок, где когда-то жили катары, и обнаружил сложную систему пещер, которые они использовали как подземные храмы.

Своей книгой о катарах Отто Ран привлек внимание ариософа и самозваного мага Карла Марии Вилигута (1866-1946), в 1933 году вступившего в СС под именем Вайстор. Бывший полковник австро-венгерской армии получил от Генриха Гиммлера, в штабе которого он служил, звание штандартенфюрера СС, а вслед за тем бригаденфюрера. Вилигут, которого прозвали «Распутиным Гиммлера», также интересовался движением катаров и преданием о Святом Граале. Именно он познакомил Гиммлера с книгой Рана. Восхищенный прочитанным, тот связался с автором и назначил его референтом в отдел Вилигута по изучению ранней истории в составе Главного управления СС по вопросам расы и поселения. Что до Вилигута, то он не только разработал пресловутое кольцо СС «Мертвая голова», но и участвовал в превращении замка Вевельсбург близ Бюрена (округ Падерборн) в «орденский замок» СС.

Отто Ран

В середине 30-х годов Ран и Вилигут вместе посетили некоторые замки и культовые места Германии, но ни на шаг не продвинулись в поисках Грааля. 12 марта 1936 году Ран был принят в ряды СС и стал частенько появляться в черной униформе. Спустя четыре месяца он вместе с прочими функционерами СС отправился в Исландию, но не за Граалем, а для изучения истоков Старшей и Младшей Эдды — основного произведения скандинаво-германской мифологии. В апреле 1937 года вышла вторая книга Рана «Двор Люцифера». Гиммлер заказал 100 экземпляров и один подарил Адольфу Гитлеру, но тот был не особенно опечатлен оккультными фантазиями своего подчиненного.

Отто Ран продолжал лихорадочные поиски Грааля, но усилия его оказались тщетными. В начале 1939 года он подал рапорт об увольнении из СС и 13 или 14 марта совершил самоубийство в Альпах, близ Зёлля, об истинных причинах которого гадают до сих пор.
Поделись
с друзьями!
430
1
6
6 дней

Что такое «Эффект пиццы» и в чем он проявляется?

Этот термин появился в 1970 году. В его основу легла история возникновения и триумфа пиццы. Суть теории сводится к тому, что компонент культуры одного народа, оказавшись в другой стране, претерпевает трансформацию и, завоевывая популярность, видоизменяется. Затем он возвращается в свою привычную среду уже абсолютно перерожденным.


Где и в чем проявляется этот феномен?


В пример можно привести индийскую йогу. Это древнейшая практика. Однако большую популярность в Индии йога приобрела только после того, как иностранцы «вывезли ее» на Запад и там развили любовь к ней. По возвращении на родину она покорила уже и местное население. Изменилось отношение к этому течению со стороны индусов. Теперь это «индийский бренд».

То же самое произошло с японским видом борьбы карате. Изначально это была борьба крестьян, а в 60-е годы американцы привезли ее в США и видоизменили. Сейчас японцы очень гордятся тем, что являются родоначальниками этого популярного вида спорта.

Примеров эффекта пиццы довольно много.

Например, танец сиртаки был придуман для фильма «Грек Зорба» 1964 года. Герой фильма на съемках сломал ногу и не мог отплясывать в кадре. Для этого хореограф фильма придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. После этого сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции.

Китайские печенья с предсказаниями не имеют никакого отношения к Китаю. Их придумали в Америке.

В тайцзи есть множество явлений подобных «эффекту пиццы»: когда какие-то методы заимствуются из других стилей, иногда даже западного происхождения, а заявляется, что это «секретная техника, существовавшая со времён Яо и Шуня».

Ах, эта пицца!


Но самым ярким примером, конечно, является пицца. Еда для бедных завоевала любовь королей. В XIX веке итальянцы стали массово покидать Италию в поисках лучшей жизни за океаном. Конечно, они везли с собой свою культуру и традиции. Их национальное достояние в виде пиццы прекрасно прижилось на американском континенте. Так в 1905 году в Нью-Йорке была открыта первая пиццерия.

Что же здесь особенного? А вот что! Именно в Америке родилась американская пицца. Ее еще называют «Нью-Йоркской». Она отличается от итальянской тем, что имеет высокий бортик. Это позволяет положить на лепешку больше начинки. Всем известна любовь американцев ко всему крупногабаритному. Такая форма лепешки им пришлась больше по вкусу, чем тоненькая традиционная. Во время Второй мировой войны американские солдаты попробовали настоящую итальянскую пиццу, и вот тогда в Америке начался настоящий прорыв этого блюда.

В 50-е годы у пиццы начался новый этап трансформации – ее стали замораживать и продавать как полуфабрикат.

И в Японии не отставали. Там создали «живую пиццу». Каждый посетитель может сам выбрать начинку. Неизменным является лишь то, что горячую лепешку посыпают сушеным тунцом. Тончайшие слайсы от высокой температуры начинают колыхаться, что создает эффект «дыхания».

В Индии пиццу адаптировали под вкус местного населения, и готовят ее очень острой. Из начинки кладут мясо цыпленка и местный творог и щедро приправляют традиционными индийскими специями.

В Австралии в пиццу кладут все ингредиенты традиционного австралийского завтрака: яйца, бекон, соус, сыр. Выкладывают всю эту смесь на обыкновенный корж.

Эффект пиццы добрался до суши


Всеми любимые суши тоже претерпели трансформацию не Западе. На своей родине суши являются едой обыденной, а для западных стран это деликатес. Мало кто знает, что еще в 19 веке японский повар, который работал в американском кафе, предложил подавать посетителям рис со свежей рыбой. Он использовал только благородные сорта рыбы, которые обильно поливал специями и острыми соусами. Блюдо произвело фурор!

Следующий этап трансформации суши произошел уже в 50-е годы прошлого века тоже в США. В то время суши-роллы продавались в американском общепите в виде большого рулета и у посетителей внешний вид этого блюда не вызывал восторга. Тогда японский повар-новатор предложил разрезать рулет на маленькие кусочки. Так как рулеты имели разнообразную начинку, то можно было составить сет из различных роллов. Блюдо получалось красивое и полезное.

Как проявляется обратный эффект пиццы?


Если зарубежная культура приживается в другой стране и адаптируется там, то местное население, приезжая на родину понравившегося «культурного феномена», ожидает увидеть такое же отношение к культуре или знакомый уже внешний вид и вкус (если это еда). Однако на своей родине этот элемент культуры отличен. Увидев ажиотаж иностранцев, местное население начинает приспосабливать этот элемент к требованиям туристов. И получается, что в поисках первозданного туристы натыкаются на то, что для них уже адаптировали, то есть они видят «свое отражение».
Поделись
с друзьями!
739
5
9
7 дней

"Была зима..." - лирические стихи Юрия Левитанского


Была зима, как снежный перевал,
с дымком жилья, затерянным в провале.
Но я в ту пору не подозревал,
что я застрял на этом перевале.
Была такая длинная зима,
когда любой вечернею порою
уже легко — сойтись горе с горою
и очень трудно не сойти с ума.
Была зима,
и загородный дом,
где в сумерках мерцает телевизор
и где гудит огонь,
бросая вызов
метелям,
снегопадам,
январю —
всему, что нам на головы свергалось.
Дни прибывали
по календарю.
К пяти часам у нас уже смеркалось.
Когда в окно вползала чернота
и все предметы делались иными,
я видел,
как подводится черта
под нашими усильями дневными,
под нашей каждодневною тщетой.
А ниже,
оставаясь за чертой,
тянулась цепь таинственных пометок,
и лес напоминал строеньем клеток
и всей своею сущностью прямой,
что он не только современник мой,
но и другого века однолеток,
и он другие помнит времена.
Графический рисунок голых веток
напоминал при этом письмена
давно существовавшего народа.
А я еще задач такого рода
не знал,
я перед ними пасовал
и то и дело путался в ответах.
Да и мороз к тому же рисовал
на стеклах непонятные узоры
и всякие загадывал загадки,
которых я разгадывать не мог,
хотя и упражнялся регулярно.
А утром снова
тоненький дымок
стоял над крышей перпендикулярно,
и даль передо мной была бела,
и жизнь моя передо мной была
как на ладони вся,
как на экране,
и можно было с легкою душой
перечеркнуть написанное ране,
переписать строку или главу,
которая лишь сдавленно звучала,
перемарать постылый черновик,
и даже сжечь,
и все начать сначала.

ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ
Поделись
с друзьями!
693
8
9
7 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!