Что ели, чем торговали и как жили индейцы до Колумба. Факты против стереотипов

Из-за приключенческих фильмов, умильных цитат в интернете и книг, написанных колонизаторами во времена активной колонизации, средние представления европейца о коренных жителях Америки довольно стереотипны. Даже понимая, что Южная и Северная Америки отличались друг от друга историей, многие очень смутно представляют себе, как именно выглядели эти отличия. Кажется, на юге ели картошку и кукурузу, а на севере — дичь…


Земледельцы на юге и охотники на севере


Многие сельскохозяйственные культуры пришли в Европу именно из нынешней Латинской Америки. Это кукуруза, картофель, помидоры, тыква и некоторые другие овощи. Но сельским хозяйством занимались не только жители Южной и Центральной Америк. Индейцы Великих Озёр (территория нынешней Канады) питались в основном дикорастущим рисом, собирая его по озёрным берегам и болотам. Причём риса росло так много, что его удавалось обменивать на что-то полезное во время торговых встреч с другими племенами.

Картина Майкла Дудаша.

Несмотря на стереотипы, до знакомства с европейцами главной едой для жителей нынешнего Перу были не картошка и кукуруза, а фасоль, богатая не только сытным крахмалом, но и белком. Фасоль считалась настолько важной, что узорами из фасоли расписывали лица самых почитаемых богов.

Часть индейцев Северной Америки жила осёдло и выращивала тыкву и подсолнечники, не считая кукурузы и фасоли. Подсолнечное масло очень ценилось племенами Северной Америки как средство для укладки волос, оно было важной статьёй торговли между осёдлыми индейцами и кочевыми племенами прерий и лесов. А на территории Калифорнии очень важным продуктом были жёлуди. Из них добывалась мука, которую смешивали с мукой из злаков, чтобы печь хлеб.

Картина Альберта Бирнштадта.

При этом вовсе не обязательно те культуры, в которых активно занимались сельским хозяйством, владели плодородными землями. Многие территории были или каменисты и засушливы, или заболочены. Индейцам приходилось прикладывать смекалку, чтобы выращивать себе еду, и серьёзно вмешиваться в экосистемы. Например, они устраивали сложную систему террас с полями и огородами на склонах гор или вылепливали из илистой грязи искусственные острова среди озёр, чтобы было, куда сажать овощи.

У индейцев знали государственность только три народа


Когда говорят о доколумбовой государственности в Америке, вспоминают три империи: ацтеков, майя и инков. Но на самом деле кроме этих стран в Америке существовало ещё много государств поменьше размером. Одни из них оказались в конце концов завоёваны более сильными соседями, другим удавалось годами или веками отстаивать свою самостоятельность.

Картина Карла Бодмера

Свои государства были, например, у тольтеков, моче или народа, который называют анасази — он создал богатый город-государство, в которым стояли многоэтажные дома и от которого к вассальным деревням шли широкие прямые дороги. Этот город разорился, потому что индейцы-анасази разорили всю окружающую природы. Увы, но гармония с природой и бережное отношение к её ресурсам — тоже только стереотип. Каждое племя брало от окружающей природы всё, что только получалось.

Другой популярный стереотип — что все индейцы вне великих империй жили или в типи (вигвамах), или в шалашах. Дома для всей семьи строили, например, ирокезы, пауни и арикара. Представители культуры, которую позже назвали Меса-Верде, построили в скалах гигантский дворец на всё своё пятитысячное племя. Строили дома в горах индейцы культур хохокам и могольон.

Так выглядели дома и пакет, и арикара.

Притом племя могло быть оседлым и не знать домов, продолжая устанавливать вигвамы, как их кочевые предки. Так было с индейцами оджибве, большая часть которых жила селениями на одном месте и выращивала кукурузу и другие овощи.

В индейском племени все друг друга уважали и до европейцев не знали пьянства и наркомании


Если начинать обсуждение пороков с наркотиков, то вернее будет сказать, что у большинства индейских племён употребление наркотиков строго регулировалось — допускалось только по праздникам, или только во время обрядов, связанных с рождением, смертью или инициацией. Также более свободным было употребление наркотиков для представителей духовенства (шаманов и жрецов) — им требовалось вовремя связываться с духами или богами, чтобы узнать ответ на актуальные вопросы. И это не были вопросы о смысле жизни. В основном шаманы и жрецы пытались понять, какой день лучше всего для того, чтобы напасть на соседей, или сколько людей надо принести в жертву, чтобы боги прекратили засуху.

Практически все индейцы знали наркотические вещества. Чаще всего их употребляли шаманы и жрецы. Картина Чарльза Фризелла.

Все поселения и государства, знавшие сельское хозяйство, умели готовить алкогольные напитки разной крепости, от слабой браги до чего-то вроде крепкого пива из кукурузы. У иных народов употребление алкоголя тоже строго ограничивалось праздниками и ритуалами, но в некоторых племенах было нормально выпивать сразу, как только появится такая возможность. Алкогольные напитки готовили не только из злаков и ягод, но даже из бобов какао!

Что касается уважения друг к другу, то, во-первых, практически все индейцы знали, что такое рабство (у кочевых индейцев рабами обычно становились захваченные дети и женщины и единственным шансом вырваться из рабства было кому-то приглянуться настолько, чтобы тебя взяли в жёны, мужья или сыновья). Во-вторых, у многих индейцев все женщины, кроме жриц и шаманок, были в рабском положении, и дело не в том, что они не имели права голосовать. Они обязаны были терпеть любое обращение, делать любую работу и таскать на себе грузы, включая оружие мужа. Старух в таких племенах считали обузой.

У большинства индейцев уважение друг к другу не считалось обязательным вне узкого кружка воинов. Но и воины часто завидовали и враждовали.

Генетический анализ показывает также, что индейцы постоянно, поколениями, продавали (или отдавали за выкуп) своих или захваченных женщин в жёны и наложницы друг другу. Одни и те же материнские генетические маркеры можно найти в США, Мексике и Перу.

Индейцы лечили все болезни магией


Магические ритуалы были важной частью индейской медицины, касалось ли это развитых империй со сложной чиновной системой и социальной политикой или самых примитивных племён. В то же время, индейцы надеялись и на лечение травами, хирургию и даже антибиотики, если вести речь о государстве инков. Собственно говоря, то, что инки знали пенициллин и дало им возможность поднять хирургию до высот, недоступных обнаружившим их европейцам. Кроме того, ацтеки применяли обезболивающее во время родов.


Кроме того, многие индейцы практиковали те или иные способы контроля рождаемости, и далеко не всегда речь идёт об инфантициде или вытравливании плода. У кочевых северных племён обязанность избегать зачатия ложилась на плечи мужчин, и именно его попрекали, если женщина рожала ребёнка до того, как предыдушему исполнилось четыре-пять лет. Оседлые индейцы пользовались предотвращающими зачатие травами — по крайней мере, те, кому эти травы были доступны. Только в одном индейском государстве были строго запрещены аборты — у инков.

Кстати, о жертвоприношениях. Именно благодаря распространённости наркотиков у инков были самые гуманные жертвоприношения. Обычно в жертву выбирались красивые дети. Но их не резали на глазах у всех, а давали одурманивающее зелье. Бессознательного ребёнка уносили высоко в горы, и он замерзал там, не успев ничего почувствовать. Так что жертвоприношение не обязательно означало пытки или моря крови.
Источник: kulturologia.ru
Поделись
с друзьями!
487
5
34
5 дней

Притча о дружбе двух рыцарей

Мудрая итальянская притча о друзьях-рыцарях и клятве верности.


В одном царстве дружили два рыцаря: один — разумный, другой — глупый. Дали они друг другу клятву верности, что никто не оставит другого ни в беде, ни в счастье и всё, что наживёт, разделит поровну с другом.

И было в этом царстве два города. И говорили люди, что тем, кто доберётся в первый город, будет подарено в избытке сокровищ, а тем, кто доберётся до второго города, грозит смерть. В первый город вела трудная опасная дорога, и уже в начале пути стояло множество воинов, с которыми нужно было сразиться, чтобы пробить себе дорогу к городу. Во второй город вела прямая дорога, удобная для путников, и уже в начале пути трое рыцарей любезно встречали путников и потчевали их едой и вином.

Разумный рыцарь уговаривал своего друга идти по тяжёлому пути в первый город к неведомым богатствам, но друг, видя, как начинаются обе дороги, сказал, что он предпочитает верить своим глазам, а не слухам и пойдёт по той дороге, где их так приветливо встречают рыцари.

Разумный рыцарь вспомнил свои клятвы верности и сказал:

— Я не допущу, чтобы ты шёл один, и пойду с тобой.

Встретив на пути всевозможные услады для тела и души, оба рыцаря пришли во второй город, где их связали и привели к судье, который, приговорив их к смерти, дал каждому слово для оправдания.

И тогда разумный стал обвинять своего друга, который, несмотря на все предостережения, выбрал неправильный путь, а он, разумный, должен был следовать за своим другом из-за данной клятвы верности.

Когда дали слово глупому, он тоже стал обвинять своего разумного друга:

— Если бы мой разумный друг не последовал за мной, а держался дороги, по которой первоначально хотел идти, я бы непременно воротился и пошёл вместе с ним из-за клятвы верности, которую ему дал!

Их обоих казнили. Умного - за то, что легко поддался неразумию друга, а глупого - за то, что не поверил словам своего умного друга.
Поделись
с друзьями!
483
23
5 дней

Как изменился мир за 100 лет: фотографии до и после

Мир, безусловно, меняется, это неоспоримая истина. Однако эти самые изменения сложно заметить, если все время куда-то спешить — на работу, встречу, в магазин или домой — и никогда не останавливаться. Но если и при внезапной остановке ничего не происходит, есть проверенный способ. Попробуйте вспомнить место из детства, где вы любили бывать, и отправляйтесь туда. Там вы точно убедитесь, как быстро летит время. А пока на примере фотографий «до и после» из разных стран мира мы покажем, как все изменилось за целый век.


Дорога «Seljestadjuvet», Одда, Норвегия, 1887 - 2014



Рисстад, Норвегия, 1888 - 2013



Ледник Юстедальсбреен, Норвегия, 1889 - 2010



Повозка и паровоз, Мон-Сен-Мишель, Франция, 1908 - 2016



Pavillon Nation, Париж, Франция, 1900 - 2017



Пивной ресторан Хофбройхаус, Мюнхен, Германия, 1910 - 2017



Мулен Руж, Париж, Франция, 1900 - 2016



Quai Des Nations, Париж, Франция, 1900 - 2017



Новомейская улица, Лодзь, Польша, 1874 - 2016



Припять, Украина, 1986 - 2016



Эйфелева башня, Париж, Франция, 1910 - 2016



Недалеко от Познань, Польша, 1936 - 2017



Варменхёйзен, Нидерланды, 1950 - 2016



Здание султана Абдул-Самада, Малайзия, 1941 - 2016



Мост Kłodny, Польша, 1900 - 2013



Львов, Украина, 1943 - 2017



Мост Нотр-Дам, Франция, 1910 - 2017



Хаммерфест, Норвегия, 1889 - 2004



Церковь Святых Гервасия и Протасия, Франция, 1918 — 2017



Улица Рентфортер, Германия, 1945 - 2017



Познань, Польша, 1945 - 2017



Потес, Испания, 1914-1919 и 2018 годы



Уппсальский собор, Швеция, 1931 и 2020 годы



Понте ди Риальто, Венеция, Италия, 1925 и 2018 годы



Храм Сатурна, Рим, Италия, 1925 и 2016 годы



Пуэнте-Нуэво, Испания, 1914-1916 и 2019 годы



Карлов мост, Прага, Чешская Республика, 1941 и 2020 годы


Источник: 4tololo.ru
Поделись
с друзьями!
652
5
5 дней

Майские стихи

Небольшая подборка чудесных майских стихов.


Синий май


Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

Сергей Есенин


Май


Так нежно небо зацвело,
А майский день уж тихо тает,
И только тусклое стекло
Пожаром запада блистает.

К нему прильнув из полутьмы,
В минутном млеет позлащеньи
Тот мир, которым были мы...
Иль будем, в вечном превращеньи?

И разлучить не можешь глаз
Ты с пыльно-зыбкой позолотой,
Но в гамму вечера влилась
Она тоскующею нотой

Над миром, что, златим огнем,
Сейчас умрет, не понимая,
Что счастье искрилось не в нем,
А в золотом обмане мая,

Что безвозвратно синева,
Его златившая, поблекла...
Что только зарево едва
Коробит розовые стекла.

Иннокентий Анненский


Май


Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.

И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом,-
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая —
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!

О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом!..

Константин Фофанов
Поделись
с друзьями!
431
1
22
9 дней

Простор, великолепие и простота. Монголия в фотографиях Марка Прогина

Швейцарский фотограф, писатель и путешественник уже много лет восхищается монгольской природой. Её пустынная красота, курганы, петроглифы Алтая, антропоморфные каменные изваяния, лица кочевников, переменчивые сезонные настроения природных пейзажей – в фотографиях, которые Марк Прогин привёз из суровых путешествий пешком, на велосипеде или верблюде по Монголии.


Марк Прогин – часовщик из Швейцарии, родился в 1945 году, последние 40 лет проживает в Гонконге. В конце 1980-х по врачебным рекомендациям начал заниматься спортом, затем стал участвовать в марафонах. Однажды забег проходил в Монголии. Вид пустынных земель потряс Прогина. С тех пор он регулярно возвращается в эти края во все времена года. Выносливость, которую фотограф развил, бегая марафоны, сделала возможными его путешествия в одиночку по пустыне Гоби: летом пешком или на велосипеде, а зимой он присоединяется к каравану кочевников на верблюдах, преодолевая снежные метели и температуру до – 40 °С.



«В моём понимании путешествие бывает на двух уровнях: первый – это физическое перемещение, а второй – "поездка для разума" и это для меня самое главное, – рассказывает автор. – То, что я пытаюсь сделать, заглянуть глубоко в собственный разум, в свою душу, в своё сердце, чтобы проникнуть в другой духовный мир. В Монголии ничто не тревожит. В городе сложно уединиться и там всегда отвлекает окружающая суматоха. Чем больше я отдаляюсь от цивилизации, тем больше забываю о времени. Встаю на рассвете, а как только наступает ночь, день заканчивается. Не нужны часы – вообще ничего не нужно. Ирония в том, что в Швейцарии я был часовым мастером».


Это непростые, но вдохновляющие путешествия, из которых Прогин возвращается со свежими снимками. Он даже создаёт собственные карты, ориентируясь по солнцу, звёздам и компасу. После 17 тысяч километров велосипедного путешествия по Монголии Прогин показал свои работы на выставке «Простор, великолепие и простота»; в 2013 году с успехом прошла следующая его выставка – «Кочевники, караваны и миграции». Цикл снимков, вылившийся в крупномасштабную экспозицию «Пространственная одиссея назад во времена», Прогин сделал, отправившись в необычайную экспедицию с караваном в разгар зимы. Это не просто странствие по Монголии, а путешествие в прошлое на поиски корней древних цивилизаций, империй и утраченных культур, уходящих корнями в тысячелетия.


Из зимнего монгольского путешествия. Фотограф Марк Прогин

«Страна легенд». Монголия. Фотограф Марк Прогин














Источник: www.progin.com
Поделись
с друзьями!
654
1
12
9 дней

Истуканы острова Пасхи. Для чего могли предназначаться каменные изваяния?


Древние рапануйцы — коренные жители острова Пасхи в Тихом океане — вырубали каменные статуи моаи, поскольку верили, что те помогают приносить больший урожай. Теперь ученые доказали, что производство базальтовых истуканов действительно делало землю более плодородной, пишет BBC.

На крошечном полинезийском острове — его площадь всего около 163 кв. км — насчитывается более 1000 монолитных статуй размером от 3-5 до 10-12 метров. Все они были созданы местными жителями в XI-XVI вв. — задолго до того, как туда впервые прибыли европейцы.

У ученых было несколько предположений по поводу предназначения каменных истуканов, однако до недавнего времени ни одно из них нельзя было подтвердить или опровергнуть наверняка.

Теперь команда американских археологов под руководством Джо Анны Ван Тилберг утверждает, что нашла научные доказательства того, что целью возведения моаи было повышение урожайности местных земель.

Такой вывод ученые сделали, изучив химический состав базальтовой породы, из которой вырублены статуи.

Команде Ван Тилберг помогала геоархеолог и почвовед Сара Шервуд. Совместно они провели тщательное исследование двух истуканов из каменоломни, расположенной на склоне вулкана Рано Рараку в западной части острова.

Именно оттуда родом 95% всех монолитных статуй — хотя сам вулкан у основания занимает менее 1% площади тихоокеанского острова.

«Когда мы получили результаты химического анализа, я не поверила своим глазам, — вспоминает Шервуд. — Там была очень высокая концентрация элементов, которые я в принципе не ожидала увидеть — вроде кальция или фосфора. Именно они являются ключевыми для успешного выращивания растений и просто необходимы для получения высокого урожая».

Это позволило ученым сделать вывод, что подножие вулкана не только служило местным жителям источником камня, но и предоставляло плодородные земли для сельского хозяйства.


«В других местах острова почвы быстро истощались и подвергались эрозии, поскольку растения вытягивали из них питательные вещества. Но в каменоломне, где за счет строительных работ земля постоянно удобрялась мелкими фрагментами базальтовой породы, были идеальные условия для выращивания сельхозкультур», — объясняет профессор Шервуд.

Дальнейшие анализы почвы возле каменоломни Рано Рараку показали, что в прошлом там действительно выращивали различные виды культур — бананы, батат и колоказию (таро).

Заметив, что рядом с вырубленными из вулканического базальта истуканами земля дает больший урожай, аборигены вполне могли расставить их по всему острову.

Таким образом, статуи фактически выполняли функцию удобрений. Хотя с таким же (или даже большим) успехом можно было удобрять поля и просто вулканической породой, размолотой на мелкие части.

«Наши раскопки расширяют наши представления о моаи и заставляют нас понять: каким бы очевидным нам что-то ни казалось сначала, на самом деле всё не так просто», — говорит Ван Тилберг, посвятившая исследованию статуй острова Пасхи более 30 лет.

Многие статуи были оставлены в каменоломне

Однако далеко не все моаи делались «на вывоз», как было принято думать раньше — многие из них изначально предполагалось оставить в карьере.

К такому выводу команда Ван Тилберг пришла, раскопав в каменоломне несколько ранее не замеченных статуй, одна из которых была установлена на пьедестал, а другая наполовину закопана в землю. Это позволяет предположить, что истуканы не были «брошены» на склоне вулкана, а специально оставлены там.
Источник: www.foodnewstime.ru
Поделись
с друзьями!
499
3
11
9 дней

Завещание. Вдохновляющая зарисовка


«Восьмидесятилетняя старушка с синими волосами сидела у нотариуса и болтала ногами.
– По какому вопросу вы к нам?
– Дык, завещание писать.
– Хорошо.
– Записывайте, – бабушка устроилась поудобнее на стуле и начала диктовать.

– После смерти прошу передать мой мозг на изучение в НИИ. Если НИИ не захочет брать, пусть скажут, что от Клавдии Петровны. Всех своих котов, которые будут у меня на момент смерти раздать моим друзьям. Если таковых не останется (друзей, а не котов) тогда коты переходят в собственность моего сына. Все книги, если они будут никому не нужны, отдать в библиотеку. Но я настоятельно рекомендую хотя бы пролистать их. Года три назад я забыла – в какую из них положила деньги. Завещаю своему сыну развеять мой прах на холме в Новой Зеландии…

Нотариус поперхнулся.
– Простите, где?
– В Новой Зеландии, в Новой Зеландии…
– Но это так далеко! К чему такие сложности?
– Сложности – это работа пять через два и час обеда. Он никуда не выезжает из-за нее. Весь в делах. Сама такой же была. Теперь жалею. У него еще всё впереди. А в путешествиях жизнь ярче становится. Человека меняет. Он уже не вернется тем, кем был. Пусть преодолеет пол земли. Посмотрю я, как он обратно в свой офис сядет! Его туда ни за что не затащить будет. Вот только помочь ему надо, показать, что другая жизнь есть. Чем я и займусь после смерти…
Да и я не хочу в земле гнить. Всяко лучше в Зеландию слетать…
– Хм… – нотариус поджал губы.
– Далее, – продолжала старушка, – хочу, чтобы кошку мою любимую Маруську со мной сожгли, ну это, как в древности было… Шучу! Шучу! Просто у вас вид странный, вот и решила вас немного…
– Испугать?
– Встряхнуть, – старушка улыбнулась.
– Получилось. Хорошо, а имущество? Движимое? Недвижимое?
– Ах, ну квартиру и мотоцикл сыну. Правда у меня еще мотоцикла нет. Но я уже на курсы записалась и скоро куплю, так что запишите и его… А вот самокат мой завещаю Степану Никифоровичу, коль жив еще будет. Он давно на него заглядывается. Мы когда с ним катались, он свой сломал, в дерево влетел…

После того, как старушка ушла, нотариус объявил перерыв. Посетительница с синими волосами не выходила из головы. Он еще раз перечитал завещание, потер глаза, чтобы убедиться, что все это было взаправду, посмотрел на большую стопку бумаг, а потом взял телефон.

– Маш, привет, хотел спросить, не хочешь ли ты куда-нибудь съездить? Знаешь, я всегда мечтал побывать в Африке…»

Автор — Наталья Обухова
Поделись
с друзьями!
1098
6
22
14 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!