Абстрактный экспрессионизм. Как понять картины, которые не поддаются логике.

Абстрактный экспрессионизм - одно из самых известных и значительных художественных течений ХХ века. Выйдя из послевоенного Нью-Йорка в 1940-1950-х годах, спонтанная свобода и огромные амбиции абстрактных экспрессионистов превратили Соединённые Штаты в мировую художественную сверхдержаву. Несмотря на разнообразие стиля, эти художники были едины в своём свободном, бравадном подходе к живописи, который отвергал традиционное представление для импровизации и выражения внутренних эмоций.


Абстрактный экспрессионизм. Работа Виллема де Кунинга. \ Фото: blogspot.com.

Эти акты самовыражения часто были наполнены страхом и агрессией, отражая широко распространённые тревоги и травмы в обществе после войны и желание убежать от реальности в более высокую сферу. От жестикуляционной картины Джексона Поллока и Хелен Франкенталер до дрожащего эмоционального резонанса Марка Ротко мы рассмотрим пять самых глубоких картин, которые определили абстрактный экспрессионизм. Но сначала давайте вспомним историю, которая проложила этот путь.

Так идут к звёздам, Ганс Гофман, 1962 год. \ Фото: google.com.

В начале ХХ века Европа была бурлящим эпицентром международных художественных тенденций, но всё это должно было измениться. Революционные идеи из Европы начали распространяться в США в течение 1930-х годов, сначала через серию обзорных выставок, которые прославляли авангардизм, включая дадаизм и сюрреализм, а затем последовали персональные презентации художников, включая Пабло Пикассо и Василия Кандинского. Но именно тогда, когда художники начали эмигрировать из Европы в Соединённые Штаты во время войны, включая Ганса Гофмана, Сальвадора Дали, Аршила Горьки, Макса Эрнста и Пита Мондриана, их идеи действительно начали обретать силу.

Джексон Поллок в своей домашней студии вместе со своей женой Ли Краснер. \ Фото: sohu.com.

Наиболее влиятельным оказался немецкий художник Ганс Гофман. Работая бок о бок с Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Анри Матиссом, он имел хорошие возможности для распространения свежих идей по всему континенту. Сюрреалистическое искусство Макса Эрнста и Сальвадора Дали, сосредоточенное на выражении внутреннего ума, также, несомненно, повлияло на возникновение абстрактного экспрессионизма.

Композиция VII Картина, Василий Васильевич Кандинский. \ Фото: nbuzelli.medium.com.

Наряду с этими влияниями из Европы, в Соединённых Штатах многие художники, ставшие абстрактными экспрессионистами, начали свою карьеру, рисуя крупномасштабные фигуративные, публичные художественные фрески под влиянием Соцреализма и регионалистского движения. Этот опыт научил их, как создавать искусство, основанное на личном опыте, и дал им навыки работы в огромных масштабах. Джексон Поллок, Ли Краснер и Виллем де Кунинг были одними из первых, кто создал новый бренд амбициозной, выразительной американской живописи, оказавшей огромное влияние сначала в Нью-Йорке, а затем распространившейся по всей территории Соединённых Штатов. К концу 1940-х годов все взоры были устремлены на США, где смелый и новый стиль искусства говорил о неизведанном творчестве и свободе, мощном эмоциональном самовыражении и заре новой эры.

1. Джексон Поллок


Жёлтые острова, Джексон Поллок, 1952 год. \ Фото: pinterest.co.uk.

Работа знаменитого нью-йоркский художника Джексона Поллока «Жёлтые острова», 1952 года, олицетворяет новаторский стиль художника «экшн-живописи», нить абстрактного экспрессионизма, которая вовлекала в своё создание все силы художника, тесно связывая его с перформансом. Эта работа принадлежит к серии «black pourings» Поллока, в которой он наносил капли разбавленной краски на холст, лежащий плашмя на полу, двигая руками, создавая серию ритмических узоров. Краска выстраивается в ряд сложных и запутанных паутинных сетей, которые накладываются друг на друга, создавая глубину, движение и пространство.

Номер 48, Джексон Поллок, 1949 год. \ Фото: regnum.ru.

Работа, выполненная непосредственно на полу, позволила Поллоку обойти картину, создав пространство, которое он назвал «ареной». В дальнейшем в отличие от более ранней работы художник применил хитрый ход, подняв холст вертикально, чтобы позволить краске стекать в центр, тем самым создавая глубину и текстуру.

2. Ли Краснер


Автопортрет, Ли Краснер, 1928 год. \ Фото: divento.com.

«Пустынная луна» американского художника Ли Краснер, 1955 года, была сделана как одна из серии смешанных работ, которые объединили коллаж и живопись в единые образы под влиянием европейских идей в кубистическом и дадаистском искусстве. Как и многие абстрактные экспрессионисты, Краснер была склонна к саморазрушению, и она часто рвала или разрезала старые картины и использовала сломанные фрагменты для создания новых образов. Этот процесс позволял ей сочетать чистые линии и белые полосы порезанных или порванных краёв с жидкими и липкими живописными знаками.

Пустынная луна, Ли Краснер, 1955 год. \ Фото: collageresearchnetwork.wordpress.com.

Ли также любила поразительное визуальное воздействие, которое можно было создать, объединив резкие цветовые контрасты – в этой работе зритель может наблюдать сердитые, острые осколки чёрного, ярко-розового и сиреневого цветов, проносящиеся по радужно-оранжевому фону, уложенные в игривой и импровизированной манере, чтобы создать живой динамизм и движение.

3. Виллем де Кунинг


Абстракция, Виллем де Кунинг. \ Фото: cn.artsdot.com.

В Композиции Виллема де Кунинга 1955 года выразительные мазки и куски краски переплетаются в дикий шквал интенсивной деятельности. Как и Поллок, де Кунинга прозвали «художником действия» из-за его неистовых, хаотичных и размашистых мазков, которые вызывают энергичное движение, участвующее в их создании. Эта работа символизировала зрелую фазу его карьеры, когда он в значительной степени отказался от своих ранних кубистических структур и женских фигур в пользу более текучей и экспериментальной абстракции.

Композиция Виллема де Кунинга, 1955 год. \ Фото: galomagazine.com.

Реальность полностью оставлена для импровизированной игры цвета, текстуры и формы, вызывая внутренние, охваченные страхом эмоции художника. В этой работе де Кунинг также интегрировал песок и другие зернистые вещества в краску, чтобы придать ей более висцеральное, мускулистое тело. Это также придаёт картине текстуру, которая выступает наружу из холста в пространство за его пределами, ещё больше подчёркивая агрессивный и конфронтационный характер работы.

4. Хелен (Элен) Франкенталер


Природа не терпит пустоты, Хелен Франкенталер, 1973 год. \ Фото: northcountrypublicradio.org.

Американская художница Хелен (Элен) Франкенталер в своей работе «Природа не терпит пустоты» (1973 год) демонстрирует чувственно струящиеся ручейки чистого цвета, которые определили её практику. Известный как абстрактный экспрессионист «второго поколения», Хелен работала под сильным влиянием Джексона Поллока, она тоже работала с холстом, лежащим на полу, заливая водянистые проходы акриловой краски прямо на сырой, незагрунтованный холст. Это позволило акриловой краске глубоко впитаться в ткань и образовать интенсивные лужи яркого цвета, наполненные эмоциональным резонансом.

Элен Франкенталер. \ Фото: google.com.

Оставление холста сырым придавало её картинам лёгкую и воздушную свежесть, но также подчёркивало плоскостность нарисованного объекта, перекликаясь с идеями американского искусствоведа Клемента Гринберга, который утверждал, что истинные художники-модернисты должны сосредоточиться на «чистоте» и телесности нарисованного объекта.

5. Марк Ротко


Красный на тёмно-бордовом, Марк Ротко, 1959 год. \ Фото: kaie14.blogspot.com.

Одна из самых известных картин эпохи абстрактного экспрессионизма, «Красный на тёмно-бордовом» Марка Ротко, 1959 года, пропитана интенсивным цветом и задумчивой драмой. В отличие от Поллока и де Кунинга, Ротко принадлежал к ветви абстрактных экспрессионистов, которые были больше озабочены передачей глубоких чувств в тонких цветовых схемах и выразительных пассажах краски. Марк надеялся, что его дрожащие мазки и тонкие завесы цвета, нарисованные на холстах размером со стену, смогут превзойти обычную жизнь и поднять зрителя в более высокую, духовную сферу возвышенного, как это было под влиянием атмосферных эффектов в искусстве эпохи романтизма и Возрождения.

Композиция № 61 (Ржавый и голубой), Марк Ротко. \ Фото: artypin.com

Эта картина была сделана как часть серии, известной как Фрески Сигрэма, которые первоначально были разработаны для ресторана Four Seasons в здании Mies van Der Rohe’s Seagram в Нью-Йорке. Ротко основал цветовую гамму серии Seagram на вестибюле Микеланджело в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции, которую он посетил в 1950 и 1959 годах. Там его охватило мрачное и всеохватывающее чувство клаустрофобии, которое оживает в мрачной и таинственной атмосфере этой картины.

Onement VI, Барнетт Ньюман, 1953 год. \ Фото: yandex.ua.

Наследие абстрактного экспрессионизма простирается далеко и широко, продолжая формировать большую часть современной художественной практики. На протяжении 1950-60-х годов движение цветового поля выросло из абстрактного экспрессионизма, распространив идеи Марка Ротко вокруг эмоциональных резонансов цвета на более чистый, как показали гладкие, минимальные картины Барнетта Ньюмана «Молния» и скульптурные колонны радужного цвета Энн Трутт.

Без названия, Сесили Браун, 2009 год.

Абстрактный экспрессионизм был в значительной степени заменен минимализмом и концептуальным искусством в 1970-х годах. Однако в 1980-х годах неоэкспрессионистское движение в Европе и США, возглавляемое немецким художником Георгом Базелицем и американским художником Джулианом Шнабелем, сочетало абстрактную живописность с повествовательной фигурацией. Грязная, выразительная живопись снова вышла из моды в 1990-е годы, но в сегодняшней сложной области современного искусства различные подходы к живописной абстракции и выражению более распространены и популярны, чем когда-либо. Вместо того чтобы сосредотачиваться исключительно на внутренней работе ума художника, многие из самых выдающихся современных экспрессивных художников сочетают жидкую и водную краску со ссылками на современную жизнь, преодолевая разрыв между абстракцией и представлением. Примерами могут служить эротические, полу-фигуративные абстракции Сесили Браун и странные, преследующие миры Марлен Дюма, населённые причудливыми и тревожными сценариями.
Источник: kulturologia.ru
Поделись
с друзьями!
523
43
68
36 месяцев
Как видел мазню, так и вижу мазню))
47 36 месяцев • Ответить
Лучше бы деревья посадили или сарай построили, чем краски/холст переводить!
10 36 месяцев • Ответить
Лучше бы деревья посадили или сарай построили, чем краски/холст переводить!
3 36 месяцев • Ответить
Кстати, да. Малевич аккуратно создал свою знаменитую картину. Никакой мазни. Всё строго и чётко.
36 месяцев • Ответить
Как видел мазню, так и вижу мазню, и статья не помогла))
35 36 месяцев • Ответить
Сколько же красок и холста извели на самовыражение пустоты
37 1 36 месяцев • Ответить
О! У меня в детском саду все дети талантливы!
38 36 месяцев • Ответить
Что могут создать преступники, сбежавшие из Европы от закона правосудия на другой континент, ради золота уничтожившие культуру древней цивилизации? Вот такое у них восприятие мира!
15 4 36 месяцев • Ответить
Какой бред..сбежавшие от правосудия. Уезжали из-за войны, причем здесь правосудие? Наши правители вечно воюют, а человек правильно делает, что выбирает себе лучшее место.Вам нравится, вы и прозибайте в своем мухосранске
35 месяцев • Ответить
Обещали помочь понять картины... Не помогло
45 36 месяцев • Ответить
Статья "Как понять картины, которые не поддаются логике"? И как? Понять может ТОЛЬКО АВТОР.Он единственный знает, что вкладывал в нее, когда писал.
Для информации пойдет, но с другим названием, чтобы не отнимать время у читателей.
19 36 месяцев • Ответить
Автор просто натаскал из разных источников описание картин и исторические справки. Доступное только таким же художествоведам. Никак не помогающие и не поясняющие это искусство.
4 35 месяцев • Ответить
Увидел только снова все то же, что авторы так выражали свои эмоции. Такое описание не помогает понять художника и эти картины.
35 месяцев • Ответить
Написано же, что это про создание глубины цвета, объединение ярких цветовых гамм, создание движения цветами, душевные порывы художников, видение мира или фобий... То,как творческий человек может вылить свои ощущения на холст. Что еще-то вы хотите понять?
35 месяцев • Ответить
Хотим понять, чего в этих картинах талантливого. Если я что-то накалякаю, это будет гениально или мазня?))))
1 35 месяцев • Ответить
Поменяйте, пожалуйста название статьи
11 36 месяцев • Ответить
нормальному человеку это не понять.
здоровая психика всегда требует идентифицировать увиденное, а беспорядочный набор цветных клякс и потеков краски абсолютно ничего не обозначают и не выражают.
33 1 36 месяцев • Ответить
Не скажите, цвета и звуки у нас бессознательно вызывают разные эмоции. Умом не понять, скорее-ощущениями.
1 35 месяцев • Ответить
Спасибо за отличную статью
2 10 36 месяцев • Ответить
Статья хороша, но она не изменила моего мнения насчёт этого направления в живописи) Каляки-маляки) И сразу вспоминается эпизод из фильма 1+1))
18 36 месяцев • Ответить
хорошие обои на рабочий стол !!!
2 36 месяцев • Ответить
На мой очень субЪективный взгляд ничего жизнеутверждающего не стоит ждать от течения , возникшего как реакция на уродства западной цивилизации начала XX века.
10 36 месяцев • Ответить
Статья, конечно, хороша. Но лучше всех, по-моему, о современном искусстве рассказал Дед Архимед ("Современное искусство. Дорого. Спросить Деда"). Рекомендую к просмотру.
1 36 месяцев • Ответить
Для меня Поллок - мрак, а Кандинский интересен.. В целом же приведенные работы не для понимания - просто цветовые пятна, вступающие в резонанс с нашими ассоциациями или нет... Я понимаю этих художников - все они устали от реализма (НН).
8 36 месяцев • Ответить
Отлично сказано: вступающие в резонанс с нашими ассоциациями или нет. Это всё, что надо для понимания этого "искусства".
36 месяцев • Ответить
Очень жаль критиков и интерпретаторов: бедные, вот уж кому приходится надрываться и нести ахинею в высоком стиле, всячески возвеличивая и привнося отсутствующий смысл в творения своих протеже. Впрочем, действительно, попадаются и красивые пятна)
9 36 месяцев • Ответить
Когда изучал композицию для фотографии попал на Кандинского и просто офигел от его, на первый взгляд вообще без композиции картин, но потом начал понемногу улавливать элементы его композиций и как они построены.
Те кто говорит, что это все каляки-маляки - начните с изучение построения композиции по Кандинсокому.
Так же, абстрактные картины нужно смотреть в масштабе, а за компьютером, тем более на экране телефона вообще не тот эффект
36 месяцев • Ответить
Десятки миллионов $ за трэш Марка Ротко - безумие! Вот так мировое декаденство задает вектор искусству((.
6 36 месяцев • Ответить
? ?Вопрос в другом. Как убедить людей у которых есть деньги, платить за ЭТО? Да еще доказать, что ЭТО будет дороже. Не 10-20 долларов, а миллионы. Вот кто гении. Искусствоведы и пиарщики.
6 36 месяцев • Ответить
Хорошо сказал Сальвадор Дали: сначала научитесь писать как старые мастера, а потом экспериментируйте и развлекайтесь
20 36 месяцев • Ответить
Прямо в точку.
36 месяцев • Ответить
Даже читать до конца не стал. Сразу стало понятно, что здесь с умным видом преподносят откровенную чушь. Нет в этих картинах никаких ассоциаций, никаких душевных переживаний, и никакого стремления, кроме одного - заработать на дураках. И главное в них, не цветовая гамма, или стиль, а вся та шумиха которую намеренно поднимают вокруг их картин. Я более чем уверен, что те, кто, подобно автору этой статьи превозносят эти "творения", либо делают это по присущей им глупости, либо извлекают из этого немалый доход. Всё это без излишнего многословия можно описать одним словом - МАЗНЯ!
16 36 месяцев • Ответить
Совершенно точно Вами написано. МАЗНЯ.
2 36 месяцев • Ответить
Дали и Пикасо были первоклассными рисовальщиками.выросли в мастеров и позволили себе издеваться над живописью
2 36 месяцев • Ответить
А зачем издеваться, странная логика
1 36 месяцев • Ответить
Так они и сами были странные)))
1 35 месяцев • Ответить
В институте нам философ говорил, что искусство нельзя понять, оно может нравиться или не нравиться.
4 36 месяцев • Ответить
Выше есть цитата Дали. Вот с этого и надо начинать говорить о мазне. Кто-то там упомянул Пикассо: это вообще блевотина,но Пикассо сам понимал, что рисует для идиотов.Никакого искусства, никчёмно, тупо, бессмысленно.
1 36 месяцев • Ответить
Как вы думаете, что скажут наши потомки о времени и о нас, если останутся (сохранятся) только эти картины!? Печально!
4 36 месяцев • Ответить
Боюсь, наши потомки благодаря цифровизации будут несколько туповаты и примитивны в большинстве..
35 месяцев • Ответить
Перевод красок и холста. И это нам представляют как искусство. Грустно, что людей считают за дураков.
2 36 месяцев • Ответить
Грустно не то, каковы картины,не то, что большинство хулителей не создали в искусстве, а то, что Вы берёте на себя право оценивать, даже не допуская того, что можете чего-то недопонимание в этом. Для Вас движение, настроение в полотне "размером со стену"- это неважно и несущественно. Главное же, чтобы человек был похож на человека. Те же, что думают, чувствуют иначе - дураки. Причем, надо сообщить им об этом. Узость горизонтов + привычка сообщать о своем невежестве - это печалит, да.
3 3 36 месяцев • Ответить
Грустно не то, каковы картины,не то, что большинство хулителей ничего не создали в искусстве и не могут выступать экспертами, а то, что Вы берёте на себя право оценивать, даже не допуская возможности, что можете чего-то недопонимать в этом. Для Вас движение, настроение в полотне "размером со стену"- это неважно и несущественно. Главное же, чтобы человек был похож на человека. Те же, что думают, чувствуют иначе - дураки. Причем, надо сообщить им об этом. Узость горизонтов + привычка сообщать о своем невежестве - это печалит, да.
Часто абстракционистов- выходцы классических академических школ, которым не хватило поля самовыражения в этих стилях. Но это же тоже не слишком интересно, правда?
4 1 36 месяцев • Ответить
Аудитория этого сайта далека от ценителей картин. Такая же оценка будет и для высокой моды. Если это не костюм 3-ка или не спорткостюм с 3-мя полосками - оценить будет сложно, потому-что вкус же развивается на базе изучения предмета.
36 месяцев • Ответить
картины действительно агрессивные,пожалуй кроме последней... согласна,это мазня...что картины М.Ротко,что черный квадрат Малевича это на мой взгляд не искусство.
1 36 месяцев • Ответить
Никогда не смогу понять и оценить такое "искусство"! Категорически не нравится.
3 36 месяцев • Ответить
Мы привыкли получать Информацию и от Искусства, а здесь нам предлагают Эмоцию. Для кого-то это важно. Не будем судить их строго.
2 36 месяцев • Ответить
Сам автор действительно верит в гениальность этой МАЗНИ? Сомневаюсь.Это секта людей с вывихнутым сознанием,а ,скорее,просто сговор,способ неплохо заработать на легко внушаемых людях.
1 36 месяцев • Ответить
Название статьи неудачное.
1 36 месяцев • Ответить
Ни уму, ни сердцу...
1 36 месяцев • Ответить
Название статьи веселенько- провокативное, для взрыва мозга читателей подходит
36 месяцев • Ответить
Понять несложно. Выше сказано правильно :нравиться или не нравиться. Некоторым нравиться когда их насилуют, некоторым не нравиться. Кому не нравиться не ходите по темным кустам. В картинах явно есть жизнь, по крайне мере они не черный квадрат.
36 месяцев • Ответить
Мне кажется большинство таких рисунков отражает желание вкусно пообедать за счёт знатоков искусства. Ничего плохого в этом я не вижу.
36 месяцев • Ответить
Мне кажется большинство таких рисунков отражает желание вкусно пообедать за счёт знатоков искусства. Ничего плохого в этом я не вижу.
36 месяцев • Ответить
Ой, спасибо комментаторам. Считал что я очень тупой и один не понимаю шедевров в виде "Чёрного квадрата" Малевича. Теперь понимаю, я не одинок.
1 36 месяцев • Ответить
картины для идиотов богачей. Мазня мазнёй.
36 месяцев • Ответить
Широка и многообразна глупость человеческая!!!
1 36 месяцев • Ответить
Я понял, что шумиха вокруг этого направления самовыражения ничего общего с искусством не имеет. Если пытаться понять это, то голову заклинит. Даже на обои рабочего стола ги годятся. Раздражают и рассеивают внимание.
1 36 месяцев • Ответить
Вот эту мазню еще умудряются как то объяснять.и оценивать!Оболванивать большое количество людей!Ку да катится наш мир!Есть много очень хороших художников.Трудно оторвать взгляд.Даже в черно белом цвете есть картины затрагивающие самые потаенные участки души!
1 36 месяцев • Ответить
Очень жаль критиков и интерпретаторов: бедные, вот уж кому приходится надрываться и нести ахинею в высоком стиле, всячески возвеличивая и привнося отсутствующий смысл в творения своих протеже. Впрочем, попадаются и красивые пятна)
2 36 месяцев • Ответить
Статья интересная,а от мазни бежать хочется куда подальше,только бы не видеть.
2 36 месяцев • Ответить
А большинство высказывающихся хотя бы здесь, надеюсь, что то значит. Подписываюсь - мазня, да и только. Автору за название большой МИНУС.
36 месяцев • Ответить
А мне особенно понравилось одно пятно, не помню автора и название картины. Да и зачем
2 36 месяцев • Ответить
Это"живопись" идиотов, бездельников, у которых руки из жопы растут. Абсолютно не способные что-либо создать стоящее, пытались, пытаются найти ротозеев, идиотов, и убедить их в своей талантливости, значимости. Изображают из себя знаменитых художников
1 36 месяцев • Ответить
Я, наверное, ничего не понимаю в искусстве, но, считаю, что красота должна быть понятна всем, а не только шизофреникам.
4 36 месяцев • Ответить
Зачем искусствоведам навязывать нам смысл понимания таких картин? Человек должен САМ увидеть его в работе художника. И не надо строить из себя особо умных, ведь большинство видит в них просто сочетания различных цветов и оттенков красок, передающих настроение самого художника. Иногда сочетания красок бывает удачное и даже может порадовать глаз или украсить интерьер квартиры. Но улавливать какой-то смысл...
1 36 месяцев • Ответить
Всегда был приверженцем реалистического искусства, хотя воспринимаю и французский импрессионизм, но кубизм и прочие "изыски" - как порождение воспаленного ума, категорически нет. Западные идеологи пытаются нас воспитывать в приятии подобной мазни, кстати,как и пидарастии, но это у них не пройдет. Для меня мерилом качества живописи являюсь я сам, если могу так написать, значит ерунда, так как я не художник, но рисовать кружку с тенями в школе обучен.
34 месяца • Ответить
господа а может это просто больные люди? и да они так видят! и не надо пытаться понять эту мазню!
1 33 месяца • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!