Цветочный натюрморт Яна де Хема: аллегория жизни и смерти

В «Золотом веке» голландской живописи в XVII веке натюрморт окончательно стал самостоятельным жанром живописи, который в образной форме воплотил мировоззрение человека. Особое место в этом периоде занимают цветочные композиции Яна Давидса де Хема, которые прославляют красоту флоры и в то же время хранят в себе множество скрытых символов.


«Автопортрет» около 1630-1635 гг. Автор: Ян Давидс де Хем

Рассмотрим его картину «Цветы в вазе». В этой работе де Хем создает гармоничную композицию из тридцати одного цветка, овощей и зерновых культур, уравновешивая их цвета и формы. Несмотря на иллюзию реальности, этот букет никогда не существовал на самом деле, так как цветы принадлежат к разным временам года. Воображение художника восхитительно! Включая те или иные виды цветов и насекомых, художник включал в полотно определенное смысловое значение.

Ян де Хем | Цветы в вазе

Начнем с фундамента натюрморта — вазы. В этой композиции де Хим подчеркивает округлость от мраморного постамента и стеклянной вазы, отражающей окно студии, до обильного цветения и изогнутых стеблей хмеля и пшеницы. Кстати, круг и овал — любимые геометрические формы мастеров барокко. Округлость перекликается и с изогнутой формой улитки и гусеницы. Луковичная форма стеклянной вазы усилена декоративными линиями, которые сходятся в центре, уравновешивая композицию.

Ян де Хем | Цветы в вазе (Фрагмент)

У основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Используя закрученные стебли, листья и лепестки, де Хем направляет взгляд зрителя. Мы смотрим на горох в левом нижнем углу, наш взгляд двигается выше и поворачивает у грозди цветов в самом центре, после чего двигается вправо вдоль изящного стебля пшеницы. Колос пшеницы — символ хлеба, тела Христова.


Тему бренности жизни мы видим и в маленьком сюжете у белого центрального цветка: гвоздика подвергается нападению насекомых. Они уже разорили листья и, вполне вероятно, направят свои силы на остальные цветы композиции. Такие элементы, с одной стороны, призваны напомнить нам о хрупкости жизни и приближающейся смерти, подчеркивая популярную идею vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas «Суета сует и все — суета») — тщеславие и привязанность к мирским вещам. А с другой стороны, добавляют натюрморту динамики и живости. Гусеница, куколка и бабочка вместе означают жизненный цикл и стадии земной жизни человека, смерть и воскресение. Улитка ассоциируется с душой грешника.

Ян де Хем | Цветы в вазе (Фрагмент)

Главный цветок композиции — мак — напоминает о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель.


В букете мы видим ещё символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине тридцатых годов XVII века достигла поистине степени безумства, когда за цену луковицу тюльпана редкой окраски можно было купить целый дом). © Artifex.ru



Соединив фламандскую точность с геометрической строгостью голландцев, Хем создал оригинальный и утонченный стиль. Яркие гармонично подобранные цвета и оттенки, энергия и непрерывное движение даже на таком статичном жанре как натюрморт, четко подобранная композиция и гениально скрытые аллегории — отличительные черты работ Яна де Хема и его значительный вклад в «Золотой век» Голландии.

«ЦВЕТОЧНЫЙ БУКЕТ В СТЕКЛЯННОЙ ВАЗЕ, РАСПЯТИЕ И МЁРТВАЯ ГОЛОВА»

«ЦВЕТЫ В ВАЗЕ В НИШЕ»

ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «ЦВЕТЫ В СТЕКЛЕ И ФРУКТЫ» XVII ВЕК

«MEMENTO MORI С ЧЕРЕПОМ ПОД ВАЗОЙ С ЦВЕТАМИ» 1660Г.

«КАРТУШ С ФРУКТАМИ И ЦВЕТАМИ И БОКАЛОМ ДЛЯ ВИНА» ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ

ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ» 1645 Г.

ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ И ЯГОДАМИ»

Букет в стеклянной вазе.
Поделись
с друзьями!
675
3
14
30 месяцев
Глубокая, философская живопись.
3 30 месяцев • Ответить
Изумительные картины! Спасибо за статью.
2 30 месяцев • Ответить
Вот-вот! Смотришь - букет и букет, а на самом деле целая концепция жизни! Спасибо, было познавательно.
2 30 месяцев • Ответить
удивительно
1 30 месяцев • Ответить
Восхитительно)))
3 30 месяцев • Ответить
Особенно понравился натюрморт с бабочкой. Картины интересные,и художник,скорее всего,не думал о символах и значениях предметов,но взгляд искусствоведа познавателен. СПАСИБО!
2 30 месяцев • Ответить
какой же смысл художник вкладывал в каждую картину- удивительно!
30 месяцев • Ответить
Забыли про то, что использованы все возможные цвета, а число 31 указывает на полный цикл Луны. Луна, символ жизненной суеты, постоянных перемен света и цвета, одновременно Луна и символ смерти и возрождения, потустороннего мира. Здесь также прослеживается связь христианства с символикой лунного цикла, о которой было известно в мистической эзотерических кругах. Художник, конечно, был в курсе символов своей картины - хотя бы потому, что в его время язык цветов и букетов был распространен и специально изучался.
4 30 месяцев • Ответить
Очень интересно и познавательно, спасибо за статью. Только в подробное описание первой картины вкралась ошибка: на картине полевым цветком изображена голубая ипомея, а вовсе не фиалка или незабудка ))
2 30 месяцев • Ответить
Спасибо за интересную статью.Впервые узнала о такой разновидности мака как махровый мак. Интересно,есть ли символика растений в картинах Караваджо?
30 месяцев • Ответить
Я наверное просто неуч, но мне показались слишком однотипными картины. Не лень же было писать одно и то же. А разбор очень интересный
1 30 месяцев • Ответить
Всегда цветами восхищалась и не думала о их символизме на картинах.Это плохо
30 месяцев • Ответить
Разве самый высокий красный цветок первой композиции это мак? Вот справа от центра, склоненный к гвоздике, возможно, мак. На последней картинке высокий красный цветок - мак, а на первой никак нет.
30 месяцев • Ответить
Мак. Махровый, возможно, восточный или пионовидный-у последних как раз такие сильно рассеченные лепестки. Ну и листья на стебле ниже и бутон-типичные маковые.
20 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!