Гиперреализм — идеальная достоверность художественной иллюзииГиперреализм или суперреализм (hyperrealism; от сочетания греч. hyper — «сверх» и лат. realis — «настоящий») — это направление в живописи, графике и скульптуре конца XX — начала XXI века, для которого характерна максимально реалистичная достоверность художественных образов. Произведения гиперреализма визуально очень схожи с высококачественными фотографиями, созданными с использованием дорогостоящей ультрасовременной фототехники. Гиперреализм — это стиль, в котором автор при написании картины огромное внимание уделяет прорисовке предметов и деталей. Для художника главной целью творчества является иллюзорно точное и бесстрастное копирование объектов изображения. По своей идейной направленности гиперреализм во многом схож с поп-артом, оба стиля являются популярными вариантами современного фигуративного искусства. Особенности гиперреализмаГиперреализм в отличие от близкого по духу фотореализма имеет отчетливо заметную эмоциональную составляющую. При работе над картиной, рисунком или скульптурой автор создает крайне реалистичную художественную иллюзию объекта с безупречной текстурой поверхности, игрой теней и световыми эффектами. Этот стиль является полной противоположностью концептуализма, в котором идея автора считается гораздо важнее, чем способ его художественного выражения. К основным особенностям гиперреализма относятся следующие нюансы:
Художники-гиперреалисты чаще всего работают в жанре портрета, пейзажа или натюрморта. Помимо этого, в их среде также встречаются авторы, предпочитающие создавать произведения искусства на острую социальную и политическую тематику. Для искусной художественной имитации цветных и черно-белых фотографий мастера живописи и графики используют самые разные техники и инструменты:
История гиперреализмаИстория гиперреализма, а также родственного ему фотореализма, насчитывает чуть более полувека и берет свое начало с конца 1960-х годов. Новые стили появились во многом благодаря значительному улучшению технических возможностей фототехники в те годы. В продаже появились фотоаппараты с высоким разрешением, которые идеально подходили для создания качественных снимков. Это послужило толчком к созданию картин на основе фотографий с помощью художественных техник и инструментов. Впервые широкая публика услышала термин гиперреализм в 1973 году на одноименной выставке в Брюсселе. Автором названия нового стиля был бельгийский антиквар Изи́ Брашо́ (Isy Brachot). Выставка стала ярким событием культурной жизни Европы, на ней были представлены работы многих американских, немецких, французских и итальянских мастеров нового стиля. Произведения гиперреалистов вызвали большой интерес у критиков и публики, но в течение последующих 10 лет массовое увлечение ультрамодным искусством постепенно прошло. Поводом для второй волны интереса к гиперреализму стало появление широкодоступной цифровой фотографии в начале XXI века. По сравнению с аналоговыми технологиями значительно улучшилось разрешение фотоснимков. У художников наконец появилась прекрасная возможность делать высококачественные фото и использовать их в качестве основы при создании картин и рисунков. Самые известные мастера гиперреализмаСреди ярких представителей этого стиля есть немало интересных творческих личностей, проживающих в разных уголках Земли. К числу самых известных мастеров гиперреализма относятся: Рон Мью́ек (Ron Mueck) — самый знаменитый современный австралийский скульптор-гиперреалист. Он с легкостью создает как небольшие композиции, так и огромные монументальные произведения искусства. Го́тфрид Хельнва́йн (Gottfried Helnwein) — ирландский художник австрийского происхождения, получивший всемирное признание благодаря активной общественной позиции и остросоциальной направленности своих работ. В своем творчестве Хельвайн часто обращается к тематике Холокоста. Эмануэль Дасканио (Emanuele Dascanio) — молодой итальянский живописец, специализирующийся на черно-белых картинах и портретном жанре. Бернардо Торренс (Bernardo Torrens) — испанский мастер живописи, известный великолепными портретами мужчин и женщин, оторванных от естественной среды обитания. Для Торренса идеалом художника был и навсегда останется его великий земляк Диего Веласкес (Diego Velázquez).
|