Пять картин. Пять сюжетов

Как много картины могут рассказать нам! За многочисленными полотнами порой скрываются уникальные символы, неподдельные жизненные истории и глубокие философские смыслы, мастерски воплощенные в цвете и форме. Давайте приоткроем завесу и узнаем несколько тайн, скрывающихся за простыми сюжетами известных и не очень полотен.

Время приказывает старости уничтожить красоту


В Национальной галерее в Лондоне висит одна картина, мимо которой невозможно пройти мимо.

Это полотно итальянского художника XVIII века Помпео Батони "Время приказывает старости уничтожить красоту".

Помпео Батони "Время приказывает старости уничтожить красоту"

Сюжет картины полностью раскрывает её название - "Время приказывает старости уничтожить красоту". На картине изображены три фигуры - Время, Старость, Красота.

Седовласый старик с белыми крыльями за спиной - это Время. В руке у него песочные часы, как символ быстротечности того, что он олицетворяет. Песчинки неумолимо перетекают из одной части в другую. Ничто их не может остановить. Как ничто не может остановить и быстротечность времени.

На картине Красоту символизирует молодая девушка. Она еще прекрасна. Но перст жестокого Времени уже направлен на неё. А рядом Старость в образе безобразной старухи. И руки Старости уже тянутся к молодому и цветущему лицу Красоты. И сколько бы Красота не отворачивалась, сколько бы не оттягивала момент соприкосновения со Старостью, он неизбежен. Ибо так велит Время.

Конечно, случится это не сразу. Дерево, расположенное за юной девой, еще зелено, еще сильно. Но со временем и от него останется только сухой сук, место которому на гробу, который уже виднеется за спиной старухи.

Потрясающая по силе и глубине заложенного в ней смысла картина. Разве может кого-нибудь она оставить равнодушным? Ведь она про каждого из нас. И нам решать, что делать в ситуации, когда старость по указке времени будет уничтожать нашу красоту.

В тихой обители


Павел Яковлев. В тихой обители. 1896 г

Несмотря на столь мирное название, картина изображает совершенно дикий, вопиющий случай и отличается отменной экспрессией.

Художник Павел Филиппович Яковлев, будучи глубоко верующим человеком, выступает в качестве дотошного рассказчика, наглядно показывая зрителям скандал, разразившийся в стенах монастыря.

Итак, на картине мы видим двух женщин, схлестнувшихся в жестокой драке. Одна из женщин - монахиня, вторая - светская дама, а, скорее всего, дама полусвета, то есть, проститутка. Не секрет, что в те годы жители монастырей нередко прибегали к услугам женщин с низкой социальной ответственностью. Судя по всему, монахиня приревновала женщину к священнику.

Монахиня повалила светскую даму на пол и лупит ее зонтиком - очевидно, отобранным у соперницы. Светская дама не сдается и тянется к глазам монахини острыми ухоженными ногтями.

Неподалеку валяется упавшая с головы дамы шляпа с перьями. Лицо монахини пышет искренней яростью, мало совместимой с христианским смирением.

За дракой с явным интересом наблюдают шесть человек. Это настоятель монастыря, сидящий за столом в своем кабинете, монах, два священника и два мальчика-послушника. Никто и не думает разнимать дерущихся женщин - очевидно, что подобное зрелище внесло некоторое разнообразие в скучное существование монастырских жителей.

Один из священников - толстопузый представительного вида мужчина с окладистой рыжей бородой и в светлом одеянии, очевидно, и является причиной драки. На его лице застыла самодовольная улыбка, как бы говорящая: "Смотрите, какой я удалец, из-за меня бабы бьются".

Мальчики-послушники смеются, толстопузый пожилой священник что-то говорит дерущимся, очевидно, увещевает их.

За большим окном, расположенным справа, видна церковь. В окно бьют лучи солнца, и падают они как раз на дерущихся женщин.

Потолок над головами персонажей картины символично покрыт трещинами - художник таким образом подчеркивает, насколько расшатаны моральные устои духовенства.

Покинутые


Гуго Мерле «Покинутые», 1872 год

Картина французского художника Мерле называется «Покинутые», из чего следует, что мать с ребёнком брошены на произвол судьбы. Скорее всего, женщина стала жертвой соблазнения, после чего забеременела, однако отец малыша на захотел брать её в жёны.

В XIX веке быть матерью-одиночкой считалось большим позором. Если молодой незамужней женщине вдруг случалось забеременеть, то её с позором выгоняли из дома, вынуждая перебираться в те места, где её никто не знал. Изгнанные вынуждены были скитаться по углам и каморкам, жить впроголодь, страдать от холода и болезней.

Фактически молодые одинокие матери были обречены на медленную, мучительную и позорную смерть. Именно такая судьба и ожидает героиню картины Гуго Мерле «Покинутые».

Чтобы усилить трагизм сюжета, художник изобразил на заднем плане свадьбу. Вероятно, женихом является именно отец ребёнка нашей героини. Он нашёл себе более выгодную партию, совершенно не задумываясь о том, что ждёт соблазнённую им когда-то женщину и их общего малыша

Теперь молодой матери придётся как-то выживать на улицах города. Она будет вынуждена либо попрошайничать, либо сдать ребёнка в приют, чтобы самой устроиться на работу. Шансов на счастливую и спокойную жизнь у этой женщины практически нет.

Картина написано очень реалистично. Художнику удалось не только тщательно изобразить все детали, но и наполнить полотно эмоциональной чувственностью. Чего только стоит хрустальная слеза на щеке несчастной и её растрёпанные волосы.

Особое внимание художник уделил ребёнку, который похож на маленького ангелочка. Пока он беззаботно и уютно спит на руках своей мамы, не осознавая масштаба будущих страданий.

Его светлая голова и пухлые розовые щёки говорят о том, что пока малыш здоров и сыт, героине удаётся хорошо заботится о нём даже в тяжёлых условиях. В общем образе этой женщины есть некие отсылки к образу мадонны с младенцем. Да и в целом картина не создаёт удручающего впечатления.

Шелковое платье


Томас Фаед «Шёлковое платье», 1862 год

На этой картине мы видим двух женщин — молодую и пожилую. Молодая сидим с задумчивым видом, а старушка что-то шепчет на ухо, указывая рукой на жёлтое шёлковое платье, лежащее на столе. На сердце юной красавицы явно лежит какая-то печаль, с которой она не в силах справиться. Давайте попробуем разобраться, что же тут происходит.

Как мы может заметить, семья живёт совсем небогато. Возможно, они зарабатывают на жизнь производством пряжи, что можно понять по стоящей в углу прялке. Однако этих денег едва хватает на самое необходимое, поэтому помощь богатого поклонника может значительно улучшить их семейное положение.

Художник решил усилить сюжет сидящим возле стола ребёнком. Это может говорить о том, что молодая женщина рано осталась вдовой или родила вне брака. Именно поэтому ей особенно необходим покровитель, который сможет не только покрыть необходимые на семью расходы, но и защитит от нападок сурового викторианского общества.

На картине хорошо видны душевные метания девушки. С одной стороны ей хочется быть с любимым, а с другой — нужно обеспечить нормальную жизнь семье. Масла в огонь добавляет мать, которая призывает оставить мечты о бедняке и посвятить себя богатому покровителю. Какой выбор сделает эта женщина, мы не знаем. Художник позволил зрителю самому додумать концовку истории.

Автор полотна — художник Томас Фаед, который очень любил писать свои работы на основе художественных произведений (вспомним его «Старого Робина Грея»). Не стала исключением и картина «Шёлковое платье», написанная по мотивам баллады английской поэтессы 18 века Сюзанны Бламир.

Баллада называется «И ты будешь ходить в шёлковой одежде». Её сюжет рассказывает о молодой девушке, за которой ухаживал богатый господин. Он дарил ей дорогие платья и обещал роскошную жизнь, однако юная красавица любила совсем другого человека. В балладе некто уговаривает её принять ухаживания старика, но ей трудно определиться с решением.

Именно этот сюжет мы и видим на картине Томаса Фаеда. Вероятно, пожилая женщина — это мать юной героини, и именно она уговаривает свою дочь принять платье и выбрать пожилого богача.

Менины



«Мени́ны» (исп. Las Meninas — «фрейлины»), или «Семья Филиппа IV» — картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Одна из самых знаменитых картин в мире, ныне хранящаяся в музее Прадо.

Полотно изображает сцену написания Веласкесом совместного портрета испанского короля Филиппа IV с его супругой и племянницей Марианной Австрийской в присутствии их дочери инфанты Маргариты Терезы со свитой. Сложная и загадочная композиция картины поднимает вопросы об иллюзии и реальности, а также о неопределённости связи между зрителем и персонажами.

«Менины»— это фрейлины, слуги королей, другими словами. Кажется, что все смотрят на нас. Но на самом деле все смотрят на короля с королевой, чей портрет пишет художник, — их лица мы видим в отражении в зеркале на стене. Инфанта Маргарита и ее фрейлины забежали в комнату, где Филипп IV с женой Марианной позируют для портрета. Мы, зрители, видим детей, а также карликов и других слуг с позиции монархов. А за мольбертом — сам Веласкес. Он выступает здесь как слуга короля, но в то же время мы интуитивно понимаем, что он режиссер этой сцены, ее организующая сила. Однако в последующие годы Карл II — последняя надежда Филиппа IV — родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле. После его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти Бурбонов в стране.

«Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса — самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи; возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных»
Поделись
с друзьями!
1433
4
28
37 месяцев
очень интересно! спасибо!!!!
10 37 месяцев • Ответить
Подборка картин про ПРОСТИТУТОК?
2 37 месяцев • Ответить
Неприятно читать, пафосно и не умно написано. Спасибо, что объяснили, а то мы бы не поняли не объяснений. И не соглашусь про "безобразную старуху" на первом полотне. Если она безобразна, то как выглядит на взгляд автора "Время"? Спасибо, что показали полотна и зря Вы их прокомментировали. Как то странно звучит - "И нам решать, что делать в ситуации, когда старость по указке времени будет уничтожать нашу красоту." Автор Вы о том, что стоит повесится, чтобы не постареть? Или про пластические операции? Остальные картины прокомментированы не менее пафосно. Непонятно зачем
11 22 37 месяцев • Ответить
пафосный и неумный тут только ваш комментарий. непонятно зачем.
6 1 37 месяцев • Ответить
Неприятно читать текст, пафосно и неумно написано. Спасибо, что объяснили, а то мы бы не поняли смысла картин без разъяснений. Не соглашусь про "безобразную старуху" на первом полотне. Если она безобразна, то как выглядит на взгляд автора "Время"? Спасибо, что показали полотна и зря Вы их прокомментировали. Как то странно звучит - "И нам решать, что делать в ситуации, когда старость по указке времени будет уничтожать нашу красоту." Автор Вы о том, что стоит повесится, чтобы не постареть? Или про пластические операции? Остальные полотна прокомментированы не менее пафосно. Непонятно зачем
5 12 37 месяцев • Ответить
Это для тупых валенков вроде меня, которые не отличают кубизма от супрематизма))
8 1 37 месяцев • Ответить
Понравилось объяснение картины В тихой обители,
6 5 37 месяцев • Ответить
да !
1 37 месяцев • Ответить
да !
1 37 месяцев • Ответить
Мне не понравилось про "Покинутые", в противовес того, что сейчас-то можно соблазняться, что на каждом шагу кого не коснись, так там похлеще, чем "Москва слезам не верит". Тут обе стороны виноваты, конечно, но все же некуда обоим рваться, раз ничего не планируете, чем и себя подводите, а тем более детей. В те времена хотя бы фактор был сдерживающий, а сейчас нет, и при этом мозгов не прибавилось... Ну немного лучше было, как что-то среднее, в советское время.
3 4 37 месяцев • Ответить
Время самая сильная картина. А кстати какова фигура у старика Времени! Таким мускулам и стройному торсу может и юноша позавидовать!У старухи Старости руки будто мужские. Интересно, это замысел художника, или в те времена люди такие были.
6 37 месяцев • Ответить
Первые четыре картины для меня новы, поэтому с большим интересом ознакомилась. Спасибо!
10 1 37 месяцев • Ответить
Спасибо за подборку - эти картины (кроме Веласкеса)мало кто знает. Но комментарии неудачны:такое пространное разъяснение сюжетов к чему? Неужели Вы считаете на невеждами?
4 2 37 месяцев • Ответить
Ва да!
37 месяцев • Ответить
Автор показал свое видение картин и спасибо ему за это!
8 1 37 месяцев • Ответить
Интересно и познавательно! Спасибо за статью )
5 37 месяцев • Ответить
А мне понравилось, тем более мелкие детали , за окном или на улице ещё есть действия, которые дополняют сюжет картины и вносят нотки сложного бытия или драматизма ! А то смотрим первый план а за ним не видим, что это продолжение задуманного сюжета
9 37 месяцев • Ответить
Суперя!
1 37 месяцев • Ответить
Супер! Очень познавательно!
2 37 месяцев • Ответить
С большим удовольствием прочитала комментарии!
1 37 месяцев • Ответить
Спасибо большое! Согласна, что обычно смотрим первый план. И для простого обывателя, а не знатока художественного искусства, комментарии очень полезны.
2 37 месяцев • Ответить
В отличии не которых зануд и типо "умников", мне всё очень понравилось.
3 37 месяцев • Ответить
полностью с вами согласна
37 месяцев • Ответить
Как же мне повезло, что родилась женщиной сейчас, а не 100 лет назад.Смотрю на картины и в брльшинстве конечно это грустные очень женские истории
4 1 37 месяцев • Ответить
Картина Л.да Винчи Джоконда известна потому, что её во время разложили по косточкам критики. В то же время на "черный квадрат" тоже "обратили внимание" по заказу. На самом деле Мона Лиза сидит на этом черном квадрате, так и должно быть.
3 37 месяцев • Ответить
Комментарии автора не понравились, а картины интересные, хотелось бы их получше и подольше рассмотреть в более крупном формате
37 месяцев • Ответить
С какого перепуга время - старик, да и красота - так себе, а вот бабулька - шустрая и крепкая, время она не хило потрепала.
1 37 месяцев • Ответить
Спасибо автору за подробные комментарии картин. Очень познавательно.
37 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!