Зачем на Руси "перепекали" детей?

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.

Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:
– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;
– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;
– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;
– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.

...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

Автор: Валентина Пономарева
(по материалам этнографических экспедиций)
Поделись
с друзьями!
9316
14
360
114 месяцев

Веселый чешско-русский словарь

В Чехии начались продажи «Веселого чешско-русского словаря» в картинках. Книга носит развлекательный характер и содержит иллюстрации к 60 созвучным, но имеющим совершенно разные значения в чешском и русском языках словам.

Автором проекта стал российский дизайнер и иллюстратор Максим Янбеков. Выпускник Московского государственного университета печати талантливо реализовал идею, витавшую в воздухе уже много лет. Приобрести книгу можно на сайте издательства.

Несколько страниц забавного словаря:
Источник: www.vinegret.cz
Поделись
с друзьями!
2034
0
31
113 месяцев

Интересные факты об исконном русском языке

В древнерусском алфавите буква Х называлась «хер». Отсюда
произошло слово «похерить» в значении «перечеркнуть что-то на бумаге крестом». И лишь впоследствии это слово приобрело современное значение: «испортить», «потерять».

Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы «а», — заимствованные. Существительных русского происхождения на «а» в современной речи очень мало — это слова «азбука», «аз», «авось».

Кстати, любопытно, что почти все слова, корни которых пишутся через "ѣ", являются исконно русскими (кроме иностранных названий народов, вроде "индѣец"). В корнях иностранных слов "ѣ" никогда не писался.

Молитва «Господи, помилуй!» на греческом языке произносится как «Кирие Элейсон». Когда христианство появилось на Руси из Византии, все богослужения проходили именно на греческом, что было непонятно простым людям. Особо часто повторяемая фраза «Кирие Элейсон» трансформировалась народом в слово «куролесить» в значении «делать что-то бессмысленное и загадочное». Позже смысл этого слова изменился, и сейчас оно означает «озорничать, проказничать».

В школе изучают шесть падежей русского языка, однако различные нюансы словообразования позволяют сказать, что в русском языке как минимум десять падежей. Во фразе «Чего тебе надобно, старче?» последнее слово — это звательный падеж слова «старик». «Кусочек сахару», «головка чесноку» — это примеры употребления слов в количественно-отделительном, или втором родительном падеже. У ряда слов есть две формы предложного падежа, например, «о шкафе» и «в шкафу» — для второго случая говорят о местном падеже. Также у некоторых слов может образовываться исходный падеж, когда речь идёт о месте начала движения — например, «вышел из лесу».

Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.

В названии романа Льва Толстого «Война и мир» слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное «миръ»), а не в значении «окружающий мир» (дореволюционное «мiръ»). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием «Война и миръ», и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix». Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как «мiръ», до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.
Поделись
с друзьями!
2158
10
84
114 месяцев

Как отучиться сравнивать себя с другими людьми

Выработайте в себе две новые привычки, благодаря которым вы сможете отучиться от сравнения себя с другими людьми, избавиться от зависти и стать счастливее.
Мы постоянно сравниваем себя с теми, кто нас окружает, и делаем выводы: либо мы хотим делать то, что делают они, либо осуждаем их и чувствуем своё превосходство. Но чувство превосходства — это не счастье, и оно никоим образом не ведёт к этому. В то же время сравнение уже настолько вросло в наш образ мыслей, что просто так избавиться от него не получится. Придётся отслеживать порывы сравнить себя с другим человеком и останавливать себя. Читайте о причинах серьёзно подумать об этом и двух полезных привычках, которые помогут остановить вечное сравнение.

Прежде чем рассказать о новых привычках, которые неплохо было бы завести, нужно понять, ради чего их заводить. Вот несколько примеров, как люди портят себе настроение, сравнивая — осознанно или нет — себя и других людей. Часто даже незнакомых.

Профили в социальных сетях

Люди выкладывают в социальные сети фотографии самых удачных и счастливых моментов своей жизни. Вы не увидите там фоток с подписью «Мы страшно ссоримся, и я разбиваю свой iPhone», «Я в депрессии» или «Я не прошёл собеседование и решил напиться с горя в ближайшем баре».
В общем-то там только хорошие моменты: веселье на пляже, шикарный ужин, занятия йогой, пробежка или время после пробежки, вечеринка и т. д. Создаётся впечатление, что у человека очень насыщенная и яркая жизнь.

Если вы часто зависаете в соцсетях, просматривая все весёлые моменты из жизни друзей и знакомых, у вас может случиться неконтролируемое падение самооценки. Почему я не хожу по ресторанам, где подают такую красивую еду? Почему я не путешествую, не занимаюсь спортом, и у меня не такое красивое тело?

Вы сравниваете моменты своей жизни с чьими-то другими, но зачем? Разве они должны быть лучше? Разве счастье зависит от того, лучше или хуже будут смотреться моменты вашей жизни?
Нет, счастье зависит от принятия настоящего момента, а не от желания делать то, что делает другой человек. По сути, для счастья нам не нужно быть лучше кого-то — нужно принимать то, где мы находимся, чем занимаемся и кем являемся.

Сравнение не добавляет нам счастья, наоборот, оно заставляет нас завидовать, злиться на себя и мечтать о том, в чём мы не нуждаемся.

Осуждение или понимание

Люди обожают судить других в той или иной степени. Люди, занимающиеся спортом и не имеющие лишнего веса, с осуждением смотрят на полных людей, которые едят в «Макдоналдсе» и не могут без лифта подняться на третий этаж. Люди со стабильным заработком осуждают тех, кому периодически приходится занимать деньги.

Особенно сильно за дурные привычки осуждают те люди, которые сами от них страдали, но бросили. Бывшие курильщики, те, кто злоупотреблял алкоголем или вредной едой. Они способны до бесконечности осуждать тех, кто до сих пор этого не сделал: «Почему они такие слабохарактерные?», «У них никакого самоконтроля!», «Они позволяют своим дурным привычкам управлять собой!».

И вместе с этим праведным возмущением приходит ощущение превосходства над другими людьми. Но это, как уже говорилось раньше, совсем не приводит к счастью. Осуждение приводит к тому, что вам становится неприятен этот человек, вы исходите негативными чувствами по отношению к нему, испытываете разочарование и даже отвращение.

Мы хотели бы, чтобы другие люди были похожи на нас, чтобы сделали что-то для улучшения своей жизни. Люди вообще склонны представлять себя на месте других людей, поэтому мы всегда думаем, что знаем, как будет лучше для другого человека.

На самом деле это очень самонадеянно. Даже если вы общаетесь с близким родственником, вы можете и не догадываться, что ему нужно на самом деле, не говоря уже о просто знакомых людях.

Когда вы осуждаете людей, вы не принимаете их такими, какие они есть, не принимаете жизнь такой, какая она есть, и испытываете разочарование от того, что она не такая.
Почему бы вместо этого не попытаться понять другого человека? Я уверена, что человек при желании может понять абсолютно всех. И когда вы поймёте другого человека, неприязнь исчезнет, и вы примете ещё одну часть этой жизни.

Развиваем две привычки

Вы хороший человек, все остальные — тоже. Только сравнение заставляет нас думать по-другому. И вы можете заменить его на две отличные привычки:

1. Принимайте себя таким, какой вы есть. Вместо того чтобы смотреть на жизнь других людей, сосредоточьтесь на тех хороших моментах, которые происходят в вашей жизни. Как только вы замечаете, что начинаете сравнивать себя и других людей, останавливайтесь. Вместо этого посмотрите на свою жизнь, на всё прекрасное, что есть в ней.

2. Старайтесь понять, а не осудить. Когда вы замечаете, что разочарованы кем-то, перестаньте судить. Вместо этого попытайтесь понять человека. Может быть, у него тяжёлый период в жизни, он расстроен, подавлен или зол. Может быть, человек потерял надежду и у него в жизни действительно были обстоятельства для этого. Когда вы понимаете человека, осуждение отступает.

Благодаря этим двум привычкам вы сможете отучиться от сравнения себя с другими людьми, избавиться от зависти и стать намного счастливее.
Поделись
с друзьями!
1812
23
42
113 месяцев

20 интересных фактов о драгоценностях

На протяжении всей истории, люди носили, продавали и придавали большое значение ценным металлам, редким драгоценным камням и ювелирным украшениям. Но даже если вы считаете себя экспертом в вопросах связанных с ними, возможно в этом выпуске вы найдете несколько новых фактов, которые вас удивят.
1. Вес самой большой жемчужины найденной в дикой природе, которая носит название жемчужина Аллаха или жемчужина Лао-Цзы, составляет 6,3 кг.
2. Коллекция драгоценностей Королевы Елизаветы II Великобритании оценивается в 57 миллионов долларов.
3. Бриллиант “Сердце океана” из фильма “Титаник” Джеймса Камерона не был в полной мере художественной выдумкой. В ту роковую ночь вместе с Титаником затонул довольно крупный сапфир.
4. Все алмазы с течением долгого периода времени превращаются в графит.
5. Хотя алмаз считается самым твердым веществом в природе, были созданы синтетические наноматериалы, которые намного тверже алмаза.
6. Несмотря на высокую твердость алмаза, он достаточно хрупкий. Если ударить по нему молотком, он расколется.
7. Обручальные кольца были объявлены обязательными для брака папой римским Николаем I в 860 г. н.э.
8. Опалы могут на 30 процентов состоять из воды.
9. Изумруды очень высокого качества считаются более ценными, чем бриллианты.
10. Чистое золото всегда желтое, и меняет цвет только если к нему добавляют другие металлы.
11. Один из самых крупных сапфиров носит название “Звезда Азии”, и сейчас находится в Смитсоновском музее естественной истории.
12. Все золото, которое было добыто в мировой истории, можно сжать в 16-метровый куб.
13. В океанах находится около 10 миллиардов тонн золота.
14. Жемчуг формируется только в 1 из 10 000 устриц.
15. Только один из миллиона добытых алмазов становится ювелирным украшением.
16. Возраст всех алмазов составляет больше 3-х миллиардов лет.
17. Самым дорогим ювелирным изделием, созданным для кино, стало колье героини Николь Кидман для фильма “Мулен Руж”. Его цена составила 1 миллион долларов.
18. Все 12 камней, соответствующих каждому месяцу рождения, происходят от 12 племен Израиля.
19. Обручальное кольцо носят на безымянном пальце, так как считается, что там проходит вена, которая идет к сердцу.
20. Через много миллионов лет Солнце превратится в одну большую алмазную звезду.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
1978
9
55
112 месяцев

Замуж за иностранца. Особенности разных менталитетов

В последние годы наш менталитет изменился – мы перестали быть не выездным «совком» и теперь можем свободно ездить по всему земному шару. И не просто ездить, но и жить за границей. И не просто жить, а становиться полноправным членом мирового сообщества, выходить за иностранных мужчин замуж, рожать детей.

Надо заметить, что русские женщины очень нравятся иностранцам, они более приветливы, красивы, хозяйственны и настроены именно на семью, а не на карьеру или бизнес, как их феминистически настроенные соотечественницы. Поэтому, если судьба не дала вам семейного счастья в России, почему бы не попробовать выйти замуж за иностранца.

Конечно, давать советы по выбору мужчины просто глупо, каждая из нас имеет свое представление о том, каков должен быть ее избранник. Мы можем говорить лишь о некоторых национальных мужских чертах, которые прослеживаются практически у всех представителей сильного пола той или иной страны. Так давайте поговорим о европейцах– возможно, это поможет вам вести свои поиски с большим знанием дела.
Немец

Как показывает статистика, именно на долю жителей Германии и Австрии приходится значительная часть браков с россиянками. Конечно, как и русские мужчины, немцы жить не могут без футбола и пива, но только после того, как решены все текущие вопросы семьи. Чтобы этого добиться, немцы четко планируют свою жизнь и неукоснительно соблюдают этот график. Всем известно понятие немецкой пунктуальности – и вы должны быть такой, чтобы создать с ним прочный союз. Немецкий мужчина не терпит забывчивости и ценит порядок во всем. Если вы такая, и вам тоже нравится чистота, порядок и расписание на ближайшее будущее, немец вам замечательно подойдет. Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что гражданин Германии быстро примет решение о вступлении в брак, он будет думать, подходите ли вы ему, взвешивать все за и против, но если он решит жениться – все, с дороги его не свернешь, он никогда не передумает, можете смело готовиться к переезду и совершенствовать свой немецкий.
Итальянец

Следующий «экземпляр» европейского мужчины – итальянец. Русские женщины отмечают много общих черт характера итальянцев и россиян, открытость, веселый нрав, романтизм. Как и русский мужчина, итальянец будет платить за вас в ресторане, дарить цветы и дорогие подарки. Итальянцы – настоящие герои-любовники, они говорят столько комплиментов, что даже у искушенной женщины голова идет кругом. Ну а их темпераментность и готовность доставить женщине сексуальное удовольствие – всегда на высоте.

Не верите, что он такой положительный и славный? И правильно. Во-первых, они гуляки, а такого добра и в России полно. Во-вторых, есть одно «но», которое просто бесит русских женщин. Все итальянцы – «маменькины сынки», и поступит он так, как скажет мама, а не вы. Если эта «трудность» вас не пугает, и вы думаете, что способны найти общий язык с будущей свекровью, выбирайте итальянца.
Француз

Для русской женщины, которая уверена, что все французы похожи на Д”Артаньяна, выйти замуж и уехать во Францию равнозначно путешествию в рай. Действительно, французы пылкие и влюбляются быстро, долго и красиво говорят о любви и обещают звезды с неба, но вместо звезд дарят духи и оригинальную, но недорогую бижутерию. Отметим, что французы не подойдут тем женщинам, которые по своей натуре ревнивы, даже в присутствии жены француз флиртует направо и налево.

И еще, французские мужчины высококультурны, разбираются в искусстве, литературе, истории, обожают поговорить о политике и требуют, чтобы их собеседница разбиралась в этих вопросах на должном уровне и не могла спутать Рафаэля с Ренуаром. Вывод такой: французу нужна образованная, обязательно стройная, без особых претензий жена-искусствовед.
Англичанин

Выходя замуж за англичанина, вы выходите замуж за традиции, изменить которые не в силах и сам Господь Бог. Всю свою жизнь, каждое утро жена англичанина готовит яичницу с беконом, а в пять часов, время английского five of clock на столе должен стоять чай с молоком. Выходя замуж за англичанина, будьте готовы к тому, что плакаться в жилетку, жаловаться на жизнь, говорить о своих проблемам вам будет не с кем, в Британии это не принято, наоборот, надо говорить только о хорошем, позитивном и быть достаточно образованной и современной, чтобы поддержать любую светскую беседу. И еще, если у англичанина в роду был хоть какой-то известный человек, он каждый день будет вам об этом напоминать. Поэтому, составляя анкету на сайте знакомств и тем более при личной встрече смело утверждайте, что вы – потомок дворянского рода, а ваша прапрапрабабушка была фрейлиной при царском дворе. Англичанин от этого млеет и приходит в восторг – тут и берите его тепленьким.
Поделись
с друзьями!
465
5
17
116 месяцев

Невероятные бабочки фотографа Yealand Kalfayan

"Тончайшие крылья, изящные узоры и яркие цвета — бабочки всегда завораживают своей эфемерной красотой. Фотограф Yealand Kalfayan сумел уловить их изящество и мимолетность в своих потрясающих снимках. Давайте взглянем на эту красоту глазами мастера — каждая фотография будто приглашает нас в их хрупкий и волшебный мир."


Йиланд Калфаян — британский фотограф, специализирующийся на съемке бабочек. Прежде чем посвятить себя фотографии, он работал врачом, а теперь, вооружившись знаниями о природе и поведении этих насекомых, он создает удивительно живые снимки. Калфаян тщательно изучает повадки бабочек, их предпочтительные места обитания и характерные движения. Это помогает ему подбирать идеальный момент для кадра, будь то естественный полет или художественная композиция, где особое внимание уделено фону и цвету.


Его работа — это результат многолетнего увлечения бабочками и их миром, а также глубокого понимания особенностей съемки живой природы. Калфаян часто делится своими находками на лекциях и в публикациях, рассказывая о тонкостях и вызовах фотографирования таких подвижных существ, как бабочки.






















































Источник: butterflyphotography.uk
Поделись
с друзьями!
400
0
6
6 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!