все|сильносреднеслабо
Разместить публикацию →

Работа в стиле стоиков: 8 карьерных советов от Сенеки

Какие уроки можно вы­не­сти из уче­ния фи­ло­со­фа-сто­и­ка

«Цель не может оправ­ды­вать сред­ства по той про­стой и оче­вид­ной при­чине, что сред­ства опре­де­ля­ют при­ро­ду цели»,

— Олдос Хакс­ли
На что вы тратите (да, именно тратите) большую часть своей жизни (не считая сна)?

Позволяет ли среда, в которой вы проводите время, развиваться и самовыражаться?


Если нас вол­ну­ет лич­ност­ный рост, то ответ на вто­рой во­прос осо­бен­но важен, по­сколь­ку вли­я­ние среды, ко­то­ро­му мы по­сто­ян­но под­вер­га­ем­ся, опре­де­ля­ет наше от­но­ше­ние к жизни, наше по­ве­де­ние и в ко­неч­ном счете наш жиз­нен­ный путь.

Мой ответ на пер­вый во­прос сей­час со­сто­ит из двух ча­стей: дом и ра­бо­та. Моя по­след­няя ра­бо­та за­ни­ма­ла 10 часов в день, вклю­чая до­ро­гу, и это были 10 часов в день, когда я собой не рас­по­ря­жал­ся.

Я обыч­но сплю 6−7 часов, 1−2 часа го­тов­лю и ем, еще два часа за­ни­ма­юсь йогой и ме­ди­ти­рую. Еще я люблю чи­тать, фо­то­гра­фи­ро­вать, бе­гать в горах, пи­сать вдум­чи­вые пись­ма дру­зьям и род­ствен­ни­кам, про­сто си­деть и ду­мать, что-то улуч­шать дома и не за­бы­вать о лич­ной ги­ги­ене. А еще хо­чет­ся, чтобы оста­ва­лось сво­бод­ное время, и, если по­сту­па­ет ка­кое-то неожи­дан­ное, но при­ят­ное при­гла­ше­ние, можно было про­сто ска­зать «да».

Но, се­кун­доч­ку... ка­жет­ся, время давно кон­чи­лось?

«Дело не в том, что у нас мало вре­ме­ни на жизнь — мы про­сто тра­тим его зря. Жизнь до­ста­точ­но длин­ная, и, если бы мы тра­ти­ли все время с умом, мы были бы воз­на­граж­де­ны вы­со­чай­ши­ми до­сти­же­ни­я­ми»,

— Се­не­ка



Се­не­ка, жив­ший с 4 года до н. э. до 65 года н. э., был рим­ским фи­ло­со­фом-сто­и­ком, го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем и дра­ма­тур­гом. Недав­но я про­чи­та­ла на­блю­де­ния Се­не­ки о непро­дол­жи­тель­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, и на пер­вый взгляд един­ствен­ное, что можно сде­лать после этого, — сроч­но уво­лить­ся, по­сколь­ку любой труд «на дядю» на­чи­на­ет вос­при­ни­мать­ся ис­клю­чи­тель­но как трата дра­го­цен­но­го вре­ме­ни.

Урок №1


«Люди ценят день­ги, по­сколь­ку с их по­мо­щью они могут на­нять дру­гих людей или ку­пить их услу­ги, но со­вер­шен­но не ценят время, как будто оно ни­че­го не стоит. По­это­му не идите за тол­пой, и, если вам ка­жет­ся, что штор­ма, с ко­то­ры­ми при­хо­дит­ся бо­роть­ся, уже вам не по воз­рас­ту, оставь­те дела и уда­ляй­тесь в мир­ную га­вань»,

— Се­не­ка

Од­на­ко пе­ре­чи­тав его мысли, я об­на­ру­жи­ла, что смот­рю на них со­вер­шен­но иначе. Стоик воз­вра­ща­ет нас к ба­наль­ной мысли: время дра­го­цен­но, и не толь­ко то время, ко­то­рое мы при­вык­ли счи­тать сво­бод­ным, а во­об­ще все время.

Урок №2


«Когда бо­гат­ство сва­ли­ва­ет­ся на непод­хо­дя­ще­го че­ло­ве­ка, оно мгно­вен­но рас­тра­чи­ва­ет­ся, скром­ное же со­сто­я­ние, до­став­ше­е­ся хо­ро­ше­му хра­ни­те­лю, лишь уве­ли­чи­ва­ет­ся, при­но­ся поль­зу. То же и наша жизнь — если жить с умом, она про­дле­ва­ет­ся»,

— Се­не­ка

Так как же пра­виль­но жить? Ос­нов­ные ре­ко­мен­да­ции Се­не­ки та­ко­вы: нужно от­во­дить до­ста­точ­но вре­ме­ни на досуг, глав­ным при­о­ри­те­том долж­но быть по­ни­ма­ние себя, и, кроме того, не стоит от­да­вать самый цен­ный ре­сурс тому, кто его не ценит.

Зву­чит вдох­нов­ля­ю­ще, но не очень прак­тич­но. Всем хо­чет­ся не жить в дол­гах, хо­ро­шо пи­тать­ся, по­ку­пать книги и пу­те­ше­ство­вать. По­че­му мы ра­бо­та­ем? Ответ на этот во­прос дает воз­мож­ность в любой мо­мент, когда по­ка­жет­ся, что ори­ен­ти­ры по­те­ря­ны, огля­нуть­ся и вспом­нить, ради чего все де­ла­ет­ся.

Урок №3


«Вспом­ни, когда ты по­след­ний раз сам рас­по­ря­жал­ся собой, когда на твоем лице было его есте­ствен­ное вы­ра­же­ние, когда твой ум был без­мя­те­жен, сколь­ко раз ты, сам того не по­ни­мая, гра­бил свою жизнь, сколь­ко всего ты по­те­рял, сле­дуя со­блаз­нам об­ще­ства, и как мало тебе оста­лось для себя»,

— Се­не­ка

Нам не обя­за­тель­но гра­бить себя, не осо­зна­вая по­терь — вме­сто этого мы можем по­ме­нять под­ход к ра­бо­те, чтобы по­тра­чен­ное на нее время оста­ва­лось в нашем рас­по­ря­же­нии.

Помня о пре­ду­пре­жде­ни­ях Се­не­ки и при­ме­няя их к со­вре­мен­ной жизни, можно на­пол­нить ра­бо­ту чув­ством глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти, эн­ту­зи­аз­мом и но­виз­ной. Рань­ше я ра­бо­та­ла гор­нич­ной на част­ной яхте. Стан­дар­ты были очень вы­со­ки­ми, при­хо­ди­лось тра­тить на убор­ку кучу вре­ме­ни, вклю­чая чист­ку за­тир­ки между плит­ка­ми ват­ной па­лоч­кой. Сна­ча­ла это вре­мя­про­вож­де­ние ка­за­лось мне со­вер­шен­но невоз­мож­ным, но позже друг дал мне совет: «Сде­лай так, чтобы это было твое время».
Сенека

Урок №4


«Мы всю жизнь су­е­тим­ся, уста­вая от на­сто­я­ще­го и бес­по­ко­ясь по по­во­ду бу­ду­ще­го, Но че­ло­век, ко­то­рый все свое время тра­тит на себя, ко­то­рый живет каж­дый день как по­след­ний, не бо­ит­ся зав­траш­не­го дня и не ждет его. Каких новых ра­до­стей ждать ему от сле­ду­ю­ще­го часа?»,

— Се­не­ка

Этот совет все из­ме­нил. Я за­ду­ма­лась, как можно ис­поль­зо­вать эти часы? Во-пер­вых, я ку­пи­ла плеер, за­гру­зи­ла туда несколь­ко лек­ций Алана Уотса и вошла в мра­мор­ные хо­ро­мы, ко­то­рые мне пред­сто­я­ло дра­ить, со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Моя по­верх­но­сти, я со­сре­до­та­чи­ва­лась на ды­ха­нии, по­ли­руя их, слу­ша­ла лек­ции, вы­ти­рая, об­ду­мы­ва­ла услы­шан­ное. И по­лу­чи­лось, что я боль­ше не трачу день на бес­смыс­лен­ное дело, на­про­тив, мне пла­тят, а я фи­ло­соф­ствую прямо на ра­бо­чем месте.

Урок №5


«Ис­тин­ное сча­стье — на­сла­ждать­ся на­сто­я­щим, не бес­по­ко­ясь о бу­ду­щем, не пре­да­вать­ся ни на­деж­де, ни стра­ху, но удо­вле­тво­рят­ся тем, чего у нас и так до­ста­точ­но. Все ве­ли­чай­шие блага че­ло­ве­че­ства — внут­ри нас и в пре­де­лах нашей до­ся­га­е­мо­сти. Муд­рый че­ло­век до­во­лен своей судь­бой, какой бы она ни была, и не же­ла­ет того, чего у него нет»,

— Се­не­ка

Ду­хов­ный учи­тель Эк­харт Толле ис­поль­зу­ет эту идею при ра­бо­те с лю­дь­ми, ко­то­рые чув­ству­ют, что ра­бо­та их не вдох­нов­ля­ет. Он пред­по­ла­га­ет, что в таком слу­чае уси­лия лучше на­пра­вить не на по­пыт­ку найти поль­зу в самой ра­бо­те, а ис­поль­зо­вать ра­бо­чую среду в ка­че­стве фона, как воз­мож­ность по­прак­ти­ко­вать­ся в осо­знан­но­сти.

Этот тип прак­ти­ки как раз под­хо­дит для про­сто­го неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го труда. Неко­то­рые на­вер­ня­ка ходят на лю­би­мую ра­бо­ту. Утром они под­пры­ги­ва­ют на кро­ва­ти от нетер­пе­ния, какую же новую ра­дость при­не­сет пред­сто­я­щий день.

Од­на­ко дру­гие живут в иной ре­аль­но­сти, в ко­то­рой неин­те­рес­ная, воз­мож­но, вре­мен­ная ра­бо­та слу­жит кон­крет­ной цели: опла­тить счет, ку­пить билет или про­фи­нан­си­ро­вать сле­ду­ю­щий про­ект.

Урок №6


«Обыч­но он за­став­лял себя тру­дить­ся с по­мо­щью уте­ши­тель­ной, хотя и лож­ной мысли, что в один пре­крас­ный день он за­жи­вет для себя»,

— Се­не­кa

Это наш выбор: злить­ся и ску­чать на ра­бо­те или на­чать жить для себя прямо сей­час. Се­не­ка пы­та­ет­ся по­мочь, пе­ре­да­вая ощу­ще­ние тра­ге­дии по­те­рян­но­го вре­ме­ни — пока мы от­кла­ды­ва­ем жизнь на потом, оно про­сто ис­па­ря­ет­ся.

Урок №7


«В беде ли, в про­цве­та­нии — при­чи­ны для бес­по­кой­ства все­гда най­дут­ся. Жизнь будет че­ре­дой забот, и мы будем ждать от­ды­ха, но ни­ко­гда его не уви­дим»,

— Се­не­ка

Сде­лав выбор и решив ис­поль­зо­вать каж­дый час бодр­ство­ва­ния в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах, неза­ви­си­мо от того, какие нас свя­зы­ва­ют обя­за­тель­ства, мы можем пол­нее ис­поль­зо­вать от­ве­ден­ное нам дра­го­цен­ное время.

Кон­крет­ный спо­соб у каж­до­го свой. На­при­мер, я де­ла­ла неболь­шой пе­ре­рыв в ра­бо­те, чтобы выйти на улицу и по­ме­ди­ти­ро­вать. Во время обеда я бе­га­ла, пла­ва­ла или чи­та­ла книгу, а по воз­вра­ще­нии ела. Когда мне нужно было ча­са­ми гла­дить, я вни­ма­тель­но сле­ди­ла за своей позой, а когда кол­ле­ги что-то го­во­ри­ли, ста­ра­лась по­нять, что они пы­та­ют­ся со­об­щить, не огра­ни­чи­ва­ясь про­из­но­си­мы­ми ими сло­ва­ми. И в конце дня меня на­сти­га­ло ощу­ще­ние покоя.

Это зна­чи­ло, что мне уда­лось сте­реть гра­ни­цу между ра­бо­той и лич­ным вре­ме­нем, и мне дей­стви­тель­но ка­за­лось, что я живу пол­но­цен­но и ни­че­го не от­кла­ды­ваю на зав­тра. И если это то, к чему мы стре­мим­ся, — на­учить­ся жить, — то нужно на­чи­нать прямо сей­час. опубликовано econet.ru

Урок №8


«Жизнь — на­и­ме­нее важ­ная де­я­тель­ность за­ня­то­го че­ло­ве­ка, но жить бы­ва­ет так труд­но на­учить­ся. В дру­гих делах легко найти ру­ко­вод­ство, а учить­ся жить при­хо­дит­ся всю жизнь»,

— Се­не­ка

Автор: Нэта­ли Дол­лин

Под­го­то­ви­ла: Тая Аря­но­ва
Источник: econet.ru
1210 2
41
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо

Сила дается на Дело: где взять силы для перемен

Известно, что все держится на энергии.

Наш жизненный тонус, способность действовать и трезво мыслить – это уровень свободной энергии в организме.

Так как влиять на этот уровень?

Классический ответ специалистов: вода, дыхание, питание и регулярные физические нагрузки.

От нас требуется правильно делать (больше пить, качественно питаться, глубоко дышать и заниматься спортом) и тело «прозреет», дав нам мощнейший прилив внутренней силы и желание свернуть горы.
Так вот, я ответственно заявляю, что практик н-е-д-о-с-т-а-т-о-ч-н-о. Это важная часть жизни, чтобы почувствовать себя лучше и запустить процесс перемен. Это шаг к более здоровому уровню жизни, но ключ к источнику внутренней силы и драйва находится в другом.

В человеке скрыт колоссальный резерв внутренней мощи, но многие из нас никогда к нему даже не прикоснутся.

Есть люди, которые светятся. К ним тянешься. А можно быть в меру здоровым, хорошо выглядеть, но при этом оставаться абсолютно деревянным внутри. Ни мощи, ни силы, ни подъема из таких глаз не сквозит.

С любопытством и удовольствием я активно наблюдала как за практикующими (спорт, сыроедение, вегетарианство, ничегонеделание на островах) и за творцами (бизнес, проекты, творчество, преподавание и т.п.), так и за самой собой в разные периоды жизни, и знаете, мне хочется прокричать этот вывод, чтобы вы наверняка расслышали:

Сила дается на Дело



Однажды, этот простой, но не такой очевидный ответ, буквально оглушил меня своим присутствием.

Пока вам не на что тратить силу – вы ее не обретете.

Мне даже кажется, - это защитная функция организма.

Куда вы будете прикладывать сильный заряд?

На самосожжение от собственных сомнений?

Силе (или более высокому уровню энергетики) нужен прикладной выход.

Чем больше масштаб видения себя и своего вклада в мир, тем больше энергии.

Есть люди вообще далекие от способов повышения энергетики и не растратившие жизненные энтузиазм и подъем, замечали?

Суть не столько в практиках (которые очень хороши, но, повторюсь, недостаточны), а именно в направленном использовании полученной энергии.

Давайте на чистоту, зачем вам сила, тонус, энергия, драйв, энтузиазм?

Есть хорошая аналогия от индийских мудрецов:

Человек стоит перед жизнью, как перед безграничным океаном, но в руках у него только чайная ложка.

Энергии масса, да вот только запросы у нас смехотворны. Сколько смогли, столько и унесли.

Еще раз. Задайте себе этот вопрос.

Зачем вам силы? Куда вы будете их прикладывать? Как расходовать?

Наши цели определяют наши силы, хотим мы этого или нет.



Если вы хотите чувствовать себя бодрым и энергичным, и для этого начинаете заниматься специальными практиками, но при этом, толком не знаете, зачем вам все это – то и сил у вас будет ровно на то, чтобы заниматься этими практиками. Тоже неплохо.

Но слово «мощь» и «драйв» из другой оперы. Я пишу это именно для тех, кто может почувствовать тонкую грань.

Если заниматься повышением энергии ради повышения энергии – она будет держаться на посредственном уровне, достаточном для поддержания текущей жизнедеятельности (включая эти занятия).

Прорывные силы, энтузиазм и жажда жизни появляются в тот момент, когда человек обретает свою цель и начинает к ней двигаться.

Иными словами, когда вы принимаете твердое решение свернуть горы, вы вдруг обнаруживаете, что способны на это.

Но речь не о поверхностных мечтаниях, которые в эпоху интернета уже расползлись по сознанию как вирус: прочитал статью, загорелся и забыл в считанные минуты, а именно о серьезном намерении, плане действий и осознанном движении, включая терпение пройти этот путь до конца.

Давайте прямо, когда в жизни «все хорошо, но ничего хорошего» запустить этот процесс крайне сложно. Из ада вырываться куда легче, если вдруг вы в него залетели, как бы абсурдно это не звучало.

Необходимо очень серьезное намерение стать человеком, реализующим свой потенциал на полную мощность. Отсутствие страха ставить большие цели. Дерзость мечтать по-крупному, а главное перестать экономить силы и не бояться отдаться процессу движения с головой. И тогда есть шанс на практике узнать ответ на вопрос: «Кто я?».

Человек — это существо с безграничными возможностями и колоссальной силой, имеющий все необходимое для самовосстановления и самонаполнения, способное изменять любые обстоятельства и мастерски творить свой опыт, получая при этом огромное удовольствие и делясь им с окружающими.

Автор: Олеся Новикова
Источник: econet.ru
2315 9
166
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо

Притча о пустой лодке

Общаясь с учеником, мастер говорил: в юности я любил проводить время на воде, плавая в лодке. Мне нравилось побыть в одиночестве и время пролетало незаметно, когда я был на озере.

Как-то раз я пребывал в медитации, сидя в своей лодке. У меня было хорошее настроение в эту удивительную ночь. Но в один момент в мою лодку ударилась другая лодка, которая была пуста и просто плыла по течению.

Я почувствовал как рассердился и уже открыл глаза, чтобы обрушить свой гнев на того человека, который стукнул мою лодку. Но моему удивлению не было предела, когда я увидел, что другая лодка оказалась абсолютно пуста!

Моей злости и гневу некуда было деваться. И всё, что я мог сделать - это начать вновь концентрироваться и получше рассмотреть свои чувства.

В тот момент я сделал важное осознание. Пустая лодка, простая деревяшка, плывущая по воде, стала моим учителем. После этого случая, если что-то злило меня или кто-то пытался обидеть меня, я улыбался и говорил, что эта лодка тоже пустая, и, закрывая глаза, вспоминал тот случай на озере.



Источник: mirpozitiva.ru
1789 0
51
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо

Счастье — это от слова "сейчас"

— Счастье — это термин, который объясняет сам себя. Возможно, это народная этимология, но «счастье» — это от слова «сейчас».

Что это значит? Вот рисунок из журнала — три картинки рядом. Человек сидит за компьютером, а думает о гольфе. Человек играет в гольф, а думает о сексе. Человек занимается сексом, а думает о компьютере. Замкнутый круг. Так вот, счастье — это когда ты целиком в сейчас, а не где-то еще.

Если отбросить физическую боль, все наши страдания сфабрикованы умом из мыслей о прошлом и будущем. Но там всегда будет достаточно материала, чтобы сделать нас несчастными, потому что в будущем — смерть, а в прошлом — все то, что сделало ее неизбежной.

Несчастье — «не-сейчастье» — это состояние ума, констатирующего, что жизнь не удалась вчера и вряд ли удастся завтра. Если забыть про это, оказаться там, где ты есть, и, как выразился Набоков, «узнать свой сегодняшний миг» — это и есть счастье, которое практически всегда доступно.

Это «тайная свобода» Пушкина — у него именно об этом стихи, а не «о природе». Такое счастье ни от кого не зависит и его никто не может отнять. Но за него надо идти на бой не то что каждый день, а каждую секунду. Это, конечно, парадокс, потому что воевать там не с кем, а бой выигрываешь уже в тот момент, когда вспоминаешь, что на него надо идти.

Касательно того, что надо исправить в мире — вот именно это «не-сейчастье» в себе. Все остальное исправится само, потому что его нет нигде, кроме как в голове.

Виктор Пелевин (из интервью kp.ru)
Источник: kp.ru
1296 1
103
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо

Самый главный вопрос. Притча.

В тот день, как нарочно, каждый спрашивал учителя только об одном, самом главном вопросе: «Что будет после смерти?»
Учитель только улыбался и ничего не отвечал.
После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа.
– Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, – ответил Учитель.
– А все-таки, есть жизнь после смерти или нет? – упорствовал один из учеников.
– Есть ли жизнь до смерти - вот в чем вопрос, – заметил Учитель...
Источник: fit4brain.com
1844 9
183
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо
1427 10
48
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо

Обнаружены древнейшие останки человека разумного

На севере Африки антропологи нашли останки человека, которые датируются возрастом 300 тыс. лет – намного старше, чем можно было предположить.

Кости, принадлежавшие древнейшим Homo sapiens, а также каменные орудия были найдены на известной палеолитической стоянке Джебель-Ирхуд, на территории современного Марокко. Раскопки здесь начались еще в 1960-х, и поначалу находки сочли неандертальскими.

В новой работе антропологов из Марокко и Германии возраст находок Джебель-Ирхуда оценивается уже примерно в 300 тыс. лет, и идентифицированы они уже как принадлежащие Homo sapiens. Это делает их древнейшими известными останками представителей нашего вида: до сих пор рекорд удерживали найденные в Восточной Африке кости возрастом 195 тыс. лет. Похоже, что развитие и расселение человека шло не совсем так, как мы представляли.
«Задолго до расселения Homo sapiens за пределами Африки [60–70 тыс. лет назад, – NS] началось его расселение по самой Африке», – говорит Жан-Жак Хабли (Jean-Jacques Hublin) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. – Развитие человечества вовлекало популяции, жившие в обширных регионах Африки, и началось на 100 тыс. лет раньше, чем считалось».

Описание 16 новых находок в Джебель-Ирхуде Хабли и его соавторы приводят в статье, опубликованной журналом Nature. Они были сделаны в 2004–2011 гг. и принадлежали как минимум пяти людям: троим взрослым, подростку и ребенку. Среди останков – части черепа, нижняя челюсть, часть верхней челюсти, шесть зубов и несколько костей конечностей. До сих пор Северная Африка выпадала из внимания ученых, занятых проблемой происхождения нашего вида, – и, похоже, совершенно напрасно.
Используя данные компьютерной томографии фрагментов черепа и нижней челюсти, ученые реконструировали его в виде 3D-модели, сравнив с черепами различных видов Homo, живших начиная с 1,8 млн лет назад – включая H. erectus, неандертальцев и H. sapiens. Лицевая часть черепа, челюсть и зубы оказались замечательно похожими на наши, хотя чуть крупнее. Это позволило антропологам решить, что останки из Джебель-Ирхуда принадлежат H. sapiens.

С другой стороны, сама черепная коробка, заключающая мозг, не совсем «сапиентная». И у недавно найденного черепа, и у пары менее сохранившихся черепов, обнаруженных в Джебель-Ирхуде ранее, она чуть занижена и вытянута, напоминая черепную коробку более ранних людей, H. erectus. Это позволило Жан-Жаку Хабли и его соавторам решить, что ключевые характеристики лицевой части к 300 тыс. лет назад у наших предков уже стали вполне современными, но вот развитие мозга еще продолжалось.
Помимо костей в Джебель-Ирхуде обнаружено и немало каменных кремниевых орудий. 14 таких образцов исследовали коллеги Хабли во главе с Шэнноном Макферроном (Shannon McPherron), статья которых опубликована в том же номере журнала Nature. Датировки, проведенные с помощью различных методов, дали близкие результаты: 315 (±34) тыс. лет и 286 (±32) тыс. лет. Это делает находки Джебель-Ирхуда древнейшей известной стоянкой представителей Homo sapiens.

Многие орудия несут следы воздействия огня и находятся в комбинации с массой костей животных, обычно газелей. Технически они напоминают индустрию Леваллуа неандертальцев мустьерской культуры: для этих методов обработки камня характерны приготовление заготовок-нуклеусов и остроконечная форма готового орудия. Все это создает в Джебель-Ирхуде картину вполне развитого, «классического» среднего палеолита.
Источник: naked-science.ru
754 1
45
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо
реклама
Авторизация пользователя EmoSurf
Email-адрес
Пароль забыли пароль?
Регистрация →
Данные пользователяX
Отображаемое имя
Изменить пароль
Email-адрес
Ваш часовой пояс
Уведомления о новом
Email-адрес пользователя
Укажите свой e-mail, чтобы первым узнавать о новых постах!
Давайте радоваться жизни вместе!
Получай лучшее на свой email-адрес
Спасибо, я уже в группе EmoSurf