Ведьмы - это красиво: магия прерафаэлитов

Прерафаэлиты — это красиво. Даже тогда, когда на их полотнах изображены ведьмы. В красавицах, смотрящих на нас с картин прерафаэлитов, всегда чувствуется разрушительная сила, некое зло. Что это — страх перед властными и сильными дамами, как считают феминистки? Или просто отголосок старинных легенд, которые вдохновляли художников?


Темная сторона прерафаэлитов


Если вы, сделав крен в сторону «банальной роскоши» (почему бы и нет?), пожелаете купить авторскую картину для украшения гостиной, стиль прерафаэлитов может показаться идеальным — каждая травинка и листочек пейзажа, каждая складка на платье поражают красотой. Но чем дольше смотришь — тем сильнее ощущение магии, и не всегда белой.

Пожалуй, в наиболее зловещем свете работы прерафаэлитов выставлены в мрачном романе Джоанн Харрис «Небесная подруга» (в оригинале он, впрочем, называется «The Evil Seed»).

Прозерпина. Данте Габриэль Россетти 1878, 77.5×37.5 см

«Прозерпина задумчиво и печально смотрит на что-то, находящееся за пределами картины. Ее лицо и руки на полотне темном и узком, как гроб, поразительно бледны, глаза бездонны, словно преисподняя, губы окрашены кровью. Она прижимает к груди гранат, позабыв о нем, и золотистое совершенство плода испорчено кровавым надрезом, разделившим его пополам, — свидетельство того, что Прозерпина уже отведала гранат и утратила свою душу."

Роман рассказывает о вампирах, и после него «Прозерпину» Россетти уже воспринимаешь иначе. Впрочем, вампиров в понимании современной массовой культуры прерафаэлиты не писали. А вот ведьмы и волшебницы на их картинах есть.

Хрустальный шар. Джон Уильям Уотерхаус 1902, 120.7×87.7 см

Джон Уильям Уотерхаус: не только волшебница Шалот


Чаще всего обращался к теме колдовства и магии Джон Уильям Уотерхаус. При этом, в отличие от Фредерика Сэндиса, изображавшего колдуний злорадными, Уотерхаус делает их более задумчивыми, интригующими или даже решительными. И если «Хрустальный шар», на которой девушка всматривается в магический кристалл, или все три его картины, посвященные Волшебнице Шалот, привлекают избыточной красотой, так свойственной прерафаэлитам, то «Магический круг» выделяется на этом фоне своей мрачностью. Таинственность и экзотичность «Магического круга», на котором присутствуют все атрибуты колдовства (вороны, лягушка, серп в виде полумесяца) зачаровывали современников.

Магический круг. Джон Уильям Уотерхаус 1886, 182.9×127 см

Обратите внимание на образ колдуньи. Ее смуглая кожа говорит о восточном происхождении, и платье украшено в персидском стиле. Это полотно было написано в период увлечения Уотерхауса восточной экзотикой.

Вивьен. Энтони Фредерик Огастас Сэндис 1863, 64×52.5 см

Фредерик Сэндис: опасные разрушительницы


А вот Фредерик Сэндис изображал ведьм иначе. В своем творчестве он чаще всего использовал истории о колдуньях, которые соблазняли и уничтожали мужчин — роковые красавицы, наделенные опасными магическими способностями. Им посвящены три самые известные работы — «Вивьен» (волшебница, погубившая Мерлина и запершая его в хрустальном гроте), «Фея Моргана» (во времена Сэндиса ее воспринимали как злодейку) и «Медея».

Морган ле Фэй. Энтони Фредерик Огастас Сэндис • Живопись, 1864, 61.8×43.7 см

Медея Энтони Фредерик Огастас Сэндис • Живопись, 1868, 61.2×45.6 см

Образ Медеи вообще был популярен у прерафаэлитов. Очень ярким он получился на картине Валентина Принсепа. Здесь она собирает в лесу ядовитые грибы для своего зелья. А змея в правом верхнем углу подчеркивает связь с древним злом.

Медея. Валентин Принсеп 1880

Коварная колдунья Сидония фон Борк


Отдельно стоит упомянуть картину «Сидония фон Борк». Современному зрителю это имя вряд ли о чем-то скажет. Но в XIX веке была популярна книга Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк: Монастырская колдунья». Это история женщины, которую приговорили к смертной казни за колдовство в 1620 году. Сидония фон Борк и в самом деле существовала. В нее был влюблен князь Эрнест Людовик фон Вольгаст. Но жениться на ней ему не позволила семья. И в легендах рассказывают, что Сидония удалилась в монастырь, где изучала черную магию с тем, чтобы отомстить всему княжескому дому. В реальной жизни Сидония конфликтовала с настоятельницей монастыря, даже участвовала в нескольких судебных процессах. Когда настоятельница умерла, в ее смерти обвинили Сидонию (а заодно в убийстве еще десятка человек, а также в колдовстве).

Сидония фон Борк Эдвард Коли Бёрн-Джонс 1860, 33.3×17.1 см

Сидонию фон Борк казнили, но после смерти она стала легендой. Писатели изображали ее роковой женщиной, холодной и безжалостной. Такой мы видим ее и на картине Эдварда Бёрн-Джонса — Сидония явно задумывает очередное преступление. Ее платье выглядит так, как будто покрыто паутиной — на такой дизайн художника вдохновил наряд с портрета Изабеллы д’Эсте. Интересно, что во французском сериале «Проклятые короли» чернокнижница и колдунья Беатриса д’Ирсон также появляется в платье с похожими черно-белыми мотивами. Хотя более известным воплощением этого платья в кино стал наряд ведьмы из «Сонной лощины» Тима Бертона.


Картины прерафаэлитов, даже не связанные напрямую с темой колдовства и магии, часто вдохновляют создателей мистических триллеров. Отсылки к работам прерафаэлитов есть не только в упомянутой «Сонной лощине» Тима Бёртона, и в нашумевшем шведском хорроре «Солнцестояние» (там, впрочем, воспроизводятся не столько конкретные картины, сколько отношение к цветочкам и пейзажам).

Офелия Джон Уильям Уотерхаус 1910, 101.6×61 см

Найдем отсылки к пленительным картинам даже в «Багровом пике» Гильермо дель Торо («Подружка невесты» Милле) и в «Малефисенте» («Офелия» Уотерхауса).

Подружка невесты Джон Эверетт Милле 1851, 27.9×20.3 см

Что ж, постоянное цитирование работ мастеров славного братства в кино, да и в целом популярность образов ярких, роковых женщин нас не удивляет. Все потому, что магия в исполнении прерафаэлитов — это всегда красиво.
Поделись
с друзьями!
786
6
8
10 месяцев
Очень похоже на жен современных олигархов. Свободного времени, финансов много, а делать нечего. Томный взгляд никуда, «ведьминское» самосознание...
Слово загадочное и красивое «Прерафлаэлиты»...
4 2 10 месяцев • Ответить
Фу!!! Какая гадость!!! Те, кто публикует такое, не понимают, что понесут наказание перед Богом за каждого, кому это понравится?
Есть вариант, когда не оправдаться!
Те, кто публикует такое, Вы не боитесь?
1 10 10 месяцев • Ответить
Люди опубликовали свое мнение, чего им бояться? Что за религиозное мракобесие? Оно более опасно. чем прекоасные картины.
11 10 месяцев • Ответить
Очень интересно, очень красиво, да. Незабываемая выставка в Москве 2013 года, повезло увидеть это искусство.
10 месяцев • Ответить
Люблю картины, хорошие работы, только лица какие-то мужеподобные у всех, кроме последней и пожалуй второй
5 1 10 месяцев • Ответить
Я вначале подумал, что это Роберт Плант в молодости (рыжая подружка невесты). А все эти ужастики - сказки для детей. Пионерские ужастики гораздо интересней.
1 10 месяцев • Ответить
обычные женщины, только похоже с характером, красотой и амбициями возможно.. раньше за такое могли и сжечь
9 месяцев • Ответить
Люди просто самокъ своихъ рисовали, когда фотоаппаратовъ не было.
8 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!