Будущее морали: можно ли подготовиться к тому, что завтра станет нормой?

Нравственные рамки будущих поколений могут радикально отличаться от тех, что существуют сейчас. Исследователь и писатель Джон Данахер объясняет, как преодолеть этот разрыв

Кадр из фильма "Остров"

Оглядываясь на верования и обычаи наших предков, мы часто поражаемся тому, что они считали морально приемлемым. Например, публичные пытки преступников, торговлю рабами и порабощение женщин.

История перемен морали — изменений в том, что считается приемлемым, а что нет — побуждает к большему скептицизму в отношении наших нынешних убеждений и обычаев. Хотелось бы верить, что мы достигли состояния великого нравственного просвещения, но есть основания полагать, что нас ждут дальнейшие революции. Прапраправнуки, возможно, будут смотреть на нас так же, как мы смотрим на жизнь прапрадедушек и прапрабабушек: со смесью шока и разочарования.

Неужели они могли в это верить и это делать?

Если отнестись к такой вероятности серьезно, она приводит нас к двум вопросам. Во-первых, стоит изучить механизмы того, как происходят перемены и революции в моральной сфере. А, во-вторых, следует рассмотреть последствия будущих моральных революций для тех из нас, кто живет сегодня. Несмотря на то, что поиски ответов встречаются в существующих академических дисциплинах, было предпринято совсем немного усилий для проведения единого последовательного и систематического исследования этих вопросов.

Итак, почему же происходили моральные революции в истории? И что может привести к их повторению? В своей работе «Краткая история этики» философ Аласдер Макинтайр описывает относительно простую мораль гомеровских эпосов, где добро и добродетель (в той мере, в какой у этих терминов есть синонимы у Гомера) связаны с выполнением определенной роли в иерархической культуре воинов. Но к тому времени, когда Сократ стал вызывать раздражение у афинских властей, ситуация кардинально изменилась. Жители греческих городов-государств, зависящих от мореплавания и торговли, были гораздо менее уверены в моральных концепциях и идеях, и им приходилось перекраивать свои устои, чтобы приспосабливаться к новым социальным реалиям.

Сравнение морали, проведенное Макинтайром, согласуется с выводом о том, что геологические, экологические и экономические реалии часто формируют наши моральные принципы. Например, антропологи давно заметили, что эгалитарные нормы распределения ресурсов более распространены в племенах охотников-собирателей, чем в традиционных сельскохозяйственных обществах. Они также отметили, что моральное разрушение более распространено в открытых, зависимых от торговли обществах, чем в закрытых, самодостаточных, как это было в случае с греческим примером. Действительно, история этики во многом представляет собой историю революций, вызванных изменениями в том, насколько открытыми и закрытыми были общества по отношению к другому образу жизни.

Технологии также играют ключевую роль в изменении моральных убеждений и обычаев. Технологии дают нам новые возможности и выбор, изменяя баланс затрат и выгод, связанных с принятием решений. Это может иметь глубокие моральные последствия. Ярким примером этого является влияние эффективных противозачаточных средств на отношение к сексу вне брака (и особенно до брака).

Согласно исследованиям Гринвуда, Гунера и их коллеги Хесуса Фернандеса-Виллаверде, вызванный технологиями сдвиг в моральных убеждениях и обычаях преобладает над противодействующим влиянием традиционных моральных институтов, таких как религия и закон. Другими словами, даже там, где религиозные организации осуждают сексуальную свободу, или правительство ограничивает ее законодательно, внебрачная сексуальная активность остается распространенной и широко дестигматизированной среди молодых людей благодаря влиянию технологий на моральный выбор.

Это лишь один пример из многих. Медицинские и цифровые технологии оказали и другие значительные воздействия на наши моральные убеждения и обычаи. Например, исследования Роберта Бейкера и Филипа Никеля показали, как изобретение механических аппаратов искусственной вентиляции легких переформировало моральные нормы, связанные со смертью и умиранием. С помощью этой технологии стало возможным поддерживать чье-то тело живым после того, как мозг перестал функционировать. Это привело к новому определению того, что значит умереть (смерть мозга), и потребовало решения нового набора моральных вопросов. Можно ли выключать аппарат ИВЛ после смерти мозга? Будет ли это равносильно убийству человека? Можем ли мы искусственно поддерживать жизнь людей, чтобы извлекать органы для донорства?

Аналогичным образом, смартфон не только изменил наше повседневное поведение, но и повлиял на существующие ценности и нормы. Наиболее очевидными примерами этого являются давление, оказываемое на ценность приватности, и связанное с этим утверждение, что конфиденциальность «умерла». Более тонким примером может быть то, как смартфоны и социальные сети изменили нашу оценку повседневного опыта. Например, ужин в ресторане — это уже не просто удовольствие, которым можно наслаждаться в данный момент. Для некоторых людей это момент, который нужно запечатлеть, поделиться и монетизировать.

Не существует официальных оценок скорости, с которой общество переживает моральные революции. Действительно, термин «революция» может ввести в заблуждение. Некоторые революции больше похожи на эволюцию, они происходят медленно и постепенно и становятся очевидными только в ретроспективе. Другие могут быть резкими и внезапными. Тем не менее тот факт, что потрясения моральных устоев, как правило, связаны с более открытыми обществами и технологическими инновациями, позволяет предположить, что в будущем мы будем наблюдать их гораздо чаще, чем это было раньше.

Это подводит нас к другому вопросу, вызванному фактом моральных изменений. Каковы последствия будущих моральных революций для тех из нас, кто живет сейчас? Большинству из нас небезразличен мир, который мы оставляем нашим детям. Это главное моральное послание экологических и природоохранных движений. Это послание нашло поддержку среди сторонников «долгосрочного подхода» (лонгтермизма) — философии, которой придерживаются различные гуру Кремниевой долины и члены движения эффективного альтруизма, такие как Ник Бекстед и Уильям Макаскилл. Лонгтермизм утверждает, что позитивное влияние на долгосрочное будущее человечества является ключевым моральным приоритетом нынешней эпохи.

Некоторые люди утверждают, что этот философский подход опасен, поскольку он может побудить нас отдавать предпочтение умозрительному будущему перед реальным настоящим. Но не обязательно принимать самые крайние версии этой философии, чтобы согласиться с тем, что будущие поколения — это источник нынешних моральных тревог. Если мы признаем это, то должны согласиться и с тем, что важен не только физический мир, в котором они будут жить, но и мир морали. Если их моральные рамки будут радикально отличаться от наших собственных, мы должны учитывать это в наших планах и в том, какие действия предпринимать сейчас.

Есть два очевидных способа сделать это. Первый — это прогрессивный взгляд на будущее. Другими словами, можно предположить, что будущие поколения будут жить в более нравственном мире — по крайней мере, в соответствии с некоторыми современными ценностями — чем наш настоящий. Они будут более просвещенными, терпимыми, эгалитарными и так далее. Наша задача в настоящем состоит в том, чтобы ускорить переход к этому более прогрессивному будущему. Типичные доводы прогрессивистов скорее сосредоточены на необходимости расширения круга моральных ценностей. (Под «моральным кругом» понимается совокупность людей, животных или вещей, по отношению к которым у нас есть моральные обязательства, и существование которых мы рассматриваем как предмет моральной заботы.) Историю морали можно в определенной степени рассказать как историю непрерывного расширения круга моральных забот от семьи к племени, нации и, в конечном счете, ко всему человечеству. Некоторые прогрессисты, такие как Джейси Риз Антис и Эз Паэз, утверждают, что мы должны продолжать расширение, включив в этот круг всех разумных животных и, возможно, когда-нибудь, разумные машины.


Второй вариант — это консервативный или осторожный подход, предполагающий, что будущая мораль, скорее всего, будет хуже нынешней. Сторонники этой точки зрения могут подтвердить обоснованность своих опасений, указав на исторические примеры, когда общество во имя прогресса поступало ужасно неправильно. Например, увлечение авторитарным коммунизмом в 20 веке, за которым часто стояли люди, считавшие себя моральными революционерами, привело к ряду моральных катастроф (голод, массовые тюремные заключения, драконовский контроль над инакомыслием). Зачем рисковать и повторять эти ошибки?

Консервативная точка зрения заманчива: кажется, что есть гораздо больше вероятности принять неверные ценности, чем правильные. На это часто обращают внимание те, кто обеспокоен рисками сверхразумного ИИ, например, Ник Бостром и Элиезер Юдковский. Они утверждают, что набор системы ценностей, «дружелюбной» по отношению к людям, узок и хрупок. Слишком легко выйти за пределы этого диапазона ценностей и сделать то, что противоречит человеческому благополучию. Учитывая историю моральных ошибок и хрупкость ценностей, наша задача должна заключаться в том, чтобы максимально сохранить существующий моральный порядок, а не стремиться к прогрессивным изменениям. Современное регулирование новых технологий часто руководствуется этим принципом предосторожности. У нас есть система ценностей — свобода, достоинство, равенство и так далее — и мы должны быть уверены, что эти ценности не пострадают и не будут подорваны разрушительными технологиями.

Прогрессивизм и консерватизм не являются взаимоисключающими, по крайней мере, не во всем диапазоне моральных вопросов. Мы можем занимать прогрессивную позицию по отношению к некоторым ценностям, считая, что их нужно расширять или отказаться от них, и консервативную позицию по отношению к другим, которые кажутся слишком важными, чтобы рисковать их утратой. Но и прогрессивизм, и консерватизм подразумевают большую определенность в отношении будущей морали. Они предполагают, что можно предсказать, будет ли будущее правильным или неправильным. Такая уверенность не оправдана. Если мораль действительно радикально меняется с течением времени, возможно, нам следует относиться к нашим нынешним моральным убеждениям и установкам с большим смирением.

Один из способов смириться с этой неопределенностью — занять позицию аксиологической непредвзятости по отношению к будущему. Мы можем получить представление о последствиях, рассмотрев, как это происходит сегодня.

В своей книге «География ценностей» Оуэн Фланаган исследует моральные различия между культурами и утверждает, что мы можем извлечь уроки из этого разнообразия. В качестве примера он указывает, что многие западные культуры придерживаются этики индивидуализма, в то время как буддийские культуры отвергают эту идеологию, утверждая, что зацикленность на себе и своем процветании часто является источником страданий и разочарований. Поначалу эти системы ценностей могут показаться чуждыми друг другу, но обе они поддерживают осмысленный образ жизни. Более того, представители этих культур часто экспериментируют с элементами обеих систем. Фланаган утверждает, что часто для этого есть веские причины, и предлагает нам оставаться готовыми к экспериментам с различными моральными взглядами.

Если Фланаган сосредоточился на географическом разнообразии морали, то мы можем сосредоточиться на разнообразии временном. Другими словами, мы можем подойти к будущему морали с любопытством и волнением, не как фанатики, выступающие за перемены, и не как реакционеры, противостоящие им, а как туристы, готовые экспериментировать.

Как это возможно, если неизвестно, что нас ждет в будущем? Есть две стратегии. Во-первых, мы можем вспомнить часто цитируемую фразу Уильяма Гибсона: «Будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено». Сегодня в нашем мире, возможно, в зарождающихся субкультурах и воображении авторов научной фантастики, разбросаны семена будущей морали. Если мы исследуем их, то сможем понять, куда мы, вероятно, будем двигаться.

Во-вторых, мы можем спроектировать наши социальные институты таким образом, чтобы они обеспечивали большую нормативную гибкость. Одним из способов сделать это может быть использование абстрактных стандартов, а не точных правил, при принятии законов в будущем. Например, мы можем создать законы, ориентированные на транспорт и связь в целом, а не на конкретные виды транспорта и связи, такие как автомобиль и телефон. Другим вариантом может стать возможность легко изменять любые формальные правила (законы, нормативные кодексы или руководства), чтобы упростить процесс адаптации.

Однако более важным было бы принятие более экспериментального подхода к социальной морали. Вместо того чтобы просто ждать, что произойдет, мы должны активно создавать пространства (мы можем назвать их «песочницы морали»), для субкультур, чтобы проверить идеи на практике, не привязывая все общество к новому моральному кодексу. Например, существуют новые технологические разработки в области коммуникации между одним мозгом и другим, которые могут позволить чувствовать то, что испытывают другие люди, видеть то, что видят они, или делиться своими мыслями. Одних людей эта технология приводит в ужас, это удар по этике индивидуальности и шаг к обществу полной ассимиляции. Но у других она вызывает восторг, открывая возможности для большей близости, эмпатии и совместного решения проблем. Вместо того чтобы сейчас решать, какая из этих точек зрения верна, мы могли бы провести контролируемые и тщательно наблюдаемые эксперименты, чтобы изучить влияние этой технологии на существующие ценности, такие как независимость, самоконтроль, близость и эмпатия.

Конечно, у любых экспериментов есть пределы. Нацисты были революционерами морали, но в плохом смысле. Мы не можем быть настолько открытыми, чтобы потерять всякое представление о верном и неправильном. Возможно, есть некоторые ценности, которые должны оставаться основополагающими, но между крайностями прогрессивизма и консерватизма нужно искать баланс.
Источник: www.wired.com
Поделись
с друзьями!
616
58
45
18 месяцев
Бла-бла-бла....
18 3 18 месяцев • Ответить
Даже это мягко сказано. Такое впечатление, что это их хвалёный искусственный интеллект из трясины интернета насобирал разрозненные фразы. Вообще ни о чём.
7 1 18 месяцев • Ответить
Нет, не ни о чем. Это вам объясняют, что мораль - это нечто такое, что можно подправить, изменить, отодвинуть. Ну, если кому-то нужно станет. Раньше было: аморалка, теперь: расширенная мораль.
5 18 месяцев • Ответить
НИКАКИХ МОРАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ НИКОГДА НЕ ПРОИСХОДИЛО.
Не убий, не укради, не предавай - актуально на все времена.
Менялась только длинна юбки.
Но это не революция морали.
1 17 месяцев • Ответить
Интересная фамилия человека, объясняющего "как преодолеть этот разрыв" (см. начало статьи), заключает в себе ещё одно направление философии и морали.
3 18 месяцев • Ответить
Вода…
14 2 18 месяцев • Ответить
Не лень же было тратить время на такое
14 3 18 месяцев • Ответить
Не лень, сейчас такого много польётся. Вообще удивлён увидев такую статью на руСком , хватало до этого европейцев. А тут "прогнозируют" мало-помалу пропихтвая новую реальность. Это не хорошо. Совсем забыли про любовь. Сразу вспомнилась бабушка и старики в общем, мерило морали.
11 3 18 месяцев • Ответить
Да и в Ведах сказано, что пару десятков лет править будут неприкасаемые (ущербные т. Е.), правда я надеюсь, эти лета уже прошли.
4 2 18 месяцев • Ответить
Неееее, не лень, за всё уплочено.
2 18 месяцев • Ответить
Баланс и поиск возможностей своего развития в текущем моменте - это добродетель, что стоит лелеять
2 18 месяцев • Ответить
"Исследователь и писатель Джон Данахер объясняет, как преодолеть этот разрыв"... Глаз сразу зацепился за "Да-на-хер"...
15 2 18 месяцев • Ответить
:-)
18 месяцев • Ответить
Прогрессивный запад ударился в эксперименты с моралью. Весь мир смотрит на них, как на идиотов и криво улыбается.
19 2 18 месяцев • Ответить
Если встать на позиции ООН, то с одной стороны Россия и 4 (четыре) поддерживающие её страны, с другой, противоположной стороны - полторы сотни стран, осуждающих эту пятёрку. И кто на кого "криво улыбается"?
18 месяцев • Ответить
Если встать на позиции ООН, то с одной стороны Россия и 4 (четыре) поддерживающие её страны, с другой, противоположной стороны - полторы сотни стран ("прогрессивный Запад"), осуждающих эту пятёрку. И кто на кого "криво улыбается"?
18 месяцев • Ответить
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последний.
17 месяцев • Ответить
Озвучьте общую численность населения этих стран, пожалуйста. А то некоторые могут и поверить вам.
17 месяцев • Ответить
Интересная и неоднозначная тема
4 2 18 месяцев • Ответить
Тема абсолютно однозначная. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
1 18 месяцев • Ответить
Да, тема абсолютно однозначная. Агитка за гнилые "ценности".
17 месяцев • Ответить
Вот зачем отнимать у людей столько времени?
7 2 18 месяцев • Ответить
СПАСИБО!!!
Сколько существует человечество, столько у него стремление
к богатству и долгой жизни.
Исходя из этого и будет формироваться будущая мораль.
3 18 месяцев • Ответить
Будущее морали: готовьтесь, что завтра станет нормой копаться и контролить ваши даже мысли! А абстрактные и резиновые нормы права для безправных вам в помощь. Очередное окно овертона. Мерзкая статейка.
10 18 месяцев • Ответить
Ни о чем
6 1 18 месяцев • Ответить
Технический прогресс сам по себе, а 10 заповедей сами по себе.
3 18 месяцев • Ответить
Хрень. Особенно как прочитал, что надо расширять мораль. В Европе уже дотолерастились. Меньшинства чуть ли не стали большинством. Там чтобы получить должность необходимо быть чернокожей лесбиянкой с последней стадией ожирения. Интересно а чтобы стать президентом Америки в требованиях не стоит, быть обязательно зоофилом? Скоро похоже введут.
6 18 месяцев • Ответить
Полностью согласна. Но, похоже, вся эта галиматья накручена как раз с единственной целью - "расширять мораль"!!!!!
1 18 месяцев • Ответить
Какой-то поток слов. Это кто-то с нейро-сетью экспериментирует? Текст искусственный интеллект накарябал?
1 18 месяцев • Ответить
Нет, это не просто поток слов. Это набор большого количества мало усвояемой информации, среди которой проскакивают некоторые понятные и легко воспринимаемые вещи, типа "расширять мораль" и "мы смотрим на жизнь прапрадедушек и прапрабабушек: со смесью шока и разочарования". Выверенная целенаправленная статья. Против человеческой морали. Только что она здесь делает? Тот, кто заказал и оплатил перевод - сволочь.
3 18 месяцев • Ответить
Новые моралисты - это и есть неонацисты. Они весьма агрессивно внедряют новую мораль. Всё через жопу извратили. Что касается коммунистов, то мораль там была хорошая, но просто рыба загнила с головы. В России остатки морали остались. Совесть у наших людей есть.
3 18 месяцев • Ответить
Да, мораль там была хорошая. Не получилось маленько. А мораль была хорошая.
2 18 месяцев • Ответить
Фамилию "исследователя" прочитайте внимательно, прежде чес флудить ))
1 18 месяцев • Ответить
Надоели эти мерзкие протаскивания в сознание людей, что в будущем будет типа всё дозволено, и то что теперь мы воспринимаем " в штыки", потом, в "светлом будущем" будет восприниматься нормально. Надеюсь, что в нашей стране, не будет! Не будет засилья пид..ов, толерантности, негров будут называть неграми а не "афроамериканцами" и т.д.
Очень хочется на это надеяться!
4 18 месяцев • Ответить
А мне понравился мужик в постели ,не нравится ему роботиха ,вот поэтому и стоит WD =40 ОТ ржавчины ,ему нужна прадедушкина мораль !!!
18 месяцев • Ответить
У каждого народа своя норма морали. Например у одной народности на островах Микронезии носят повязку выше локтя и считается,что сняв эту повязку, нарушаются все нормы их морали, это всё равно, что нам голыми ходить по городу. Они же постоянно ходят голыми, но с повязкой на руке.
1 18 месяцев • Ответить
Ни слова о религии ... А ведь только вера в Бога единого устанавливает рамки морали для всех времен и народов , и они неизменны.
1 1 18 месяцев • Ответить
Думаю. что бессмысленно (хотя может быть и интересно) гадать о моральном облике будущих поколений. Нужно пытаться бороться с аморальностью в сегодняшнем понимании сегодняшнего обществ. История показывает, что будущее всегда говорит прошлому "Да нахер" (Джон)
1 18 месяцев • Ответить
Ерунда какая. Людям надо деньги зарабатывать, писать глупые книжки. Горе-ученые. Они и не знают, что мораль - это всего лишь надстройка материальной общественной системы, и всегда такая, какая этой системе нужна.
18 месяцев • Ответить
Явно русофоб писал. Дескать, коммунистическая идея очень плохо повлияла на мораль. Прямо как по Солженицину, которого то и за человека считать нельзя. Зато нынешние властители умов и ленег его превозносят как образец морали. Ха!
3 18 месяцев • Ответить
"мы смотрим на жизнь прапрадедушек и прапрабабушек: со смесью шока и разочарования"??????? Это вообще не по-нашему. Вот, что значит "переводная статья". Моральные уроды учат нас понимать про мораль. Т.е. теперь уже и здесь начали нас обрабатывать на тему нашей, неподходящей им, морали. Россияне, дорогие, любимые, самые лучшие, не поддавайтесь этим тварям.
3 18 месяцев • Ответить
Ну ну захотели терпимости, не дождетесь
18 месяцев • Ответить
О чем статья? Будь всегда и со всеми тем, кем хочешь видеть других людей. Другими словами будь человеком везде всегда и со всеми. Нормы морали неизменны во все времена.
18 месяцев • Ответить
Что значит готовить себя к тому, что стонет нормой? Я знаю что такое норма, а всё остальное выдумки поддавшихся искушению ,сломленых приспешников.... Как то так.
17 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!