Cтаринные профессии, утратившие свою актуальность

Лупить палкой по воде, причитать, метко плеваться, делить одну шкуру на множество хвостов и ловко рыться в мусорной куче — все эти странные занятия обеспечивали прожиточный минимум нашим предкам.

Плеватели репы

Умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь. Но главное тут было не увлечься — посылать «залпы» определенной силы на строго установленное расстояние. Разговаривать во время работы возбранялось, и рот профессионала был полон семенами популярнейшего на Руси корнеплода — репы.

До XIX века, когда, по указам свыше, картофель все-таки начал постепенно ее вытеснять, репа была основным продуктом на столе: из нее варили супы и каши, запекали, ели сырую, начиняли ею пирожки (и гусей), квасили ее и солили на зиму. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, но для начала надо было осуществить грамотный посев. А семена корнеплода столь мелки, что в 1 кг их умещается до миллиона — разбрасывая вручную, ровно не посеять. Неизвестно, кто первый это придумал, но репу стали на пашню «расплевывать» — определенную порцию семян на определенную площадь. Хорошие плевальщики ценились высоко и обучали своему искусству других.

Ловцы пиявок

Они проводили рабочее время, лупя палкой по болотной жиже — имитировали вхождение в воду скота. Глупые пиявки принимали это за звук обеденного гонга и торопились к трапезе. Также их приманивали на живца, в роли которого выступал сам ловец: заходил повыше колен в воду и ноги его немедленно облепляли кровососущие. Тут-то их и собирали. Правда, не всегда и не всяких. Так, запрещалось ловить пиявок во время размножения — в мае, июне и июле. Также «при ловле должны быть избираемы одни лишь годные ко врачебному употреблению, то есть не менее 1 1/2 вершков длины; пиявки мелкие, как равно слишком толстые, должны быть при ловле бросаемы обратно в воду». Хранить добычу следовало в холодке, в емкости, наполненной землей.

Гирудотерапия с древних времен была в почете: при любом недомогании лекари первым делом «пускали дурную кровь», и каждый любящий гульнуть купец знал, что лучшим средством от похмелья являются пиявки, поставленные за уши. Мало того, Россия с успехом занималась экспортом кровососущих. До революции в Европу ежегодно вывозилось до 120 млн пиявок — доход в казну составлял 6 млн руб. серебром, что было сопоставимо с доходом от экспорта хлеба.

Изготовители хвостов

Это была не просто профессия, а целый бизнес, появившийся в «нужном» месте в «нужное» время. О нем поведал Александр Дюма, автор «Трех мушкетеров», посетивший Россию в 1859 году.

Это была лютая зима, когда волки вышли из лесов и, подойдя вплотную к деревням, нападали не только на скотину, но и на людей. Власти приняли решительные меры и за каждый предъявленный волчий хвост (стало быть, уничтоженного волка) стали выплачивать по 5 руб. Народ вошел в азарт, предъявил 100 000 хвостов, за что были выплачены 500 000 руб. Но что-то пошло не так: стали наводить справки, провели расследование и обнаружили в Москве фабрику по производству волчьих хвостов.

«Из одной волчьей шкуры стоимостью в десять франков, — подсчитал писатель, — выделывали от пятнадцати до двадцати хвостов, которые приносили триста пятьдесят — четыреста тысяч: как видим, сколько бы ни стоила сама выделка, доход составлял три с половиной тысячи на сотню».

Подобная история, по некоторым источникам, будто бы случилась также в Вологодской губернии — правда, раньше. Там 1 апреля 1840 года началось слушание дела о волчьих хвостах. Этому также предшествовало нашествие волков и обещанная за каждый хвост награда — 1 коп. медью (пуд ржаной муки стоил тогда 50 коп.). Когда поголовье волков практически сошло на нет, крестьяне, привыкшие к дополнительному доходу, загрустили и нашли выход из положения — стали делать волчьи хвосты из пеньки. Возникло целое производство: одни изготавливали стержни, другие прикрепляли пеньку, третьи расчесывали, четвертые красили. Достигли в итоге почти полного натурализма. Сам губернатор был в доле, а потому изготовители хвостов работали спокойно, покуда благодетель не вышел в отставку.

Вопленицы

Профессиональные плакальщицы существовали еще в древности — в Египте, Греции, Риме. Причем в империи их чрезмерную скорбь пытались даже ограничивать: законодательно запрещали царапать себе лицо и причитать во время погребения. В русских деревнях были свои плакальщицы — вопленицы. Их приглашали не только на похороны, где они могли часами тянуть трагическую ноту, но и на свадьбы. Ведь невесте полагалось покидать родительский дом, заливаясь слезами, но никак не сияя начищенным медяком. Тут очень кстати приходился соответствующий речитатив плачеи: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…»

Настоящая вопленица должна была сочетать в себе как авторский талант, так и актерский. Некоторые достигали в этом деле подлинных высот. Так, жительнице деревни Сафроново Олонецкой губернии Ирине Федосовой посвящен очерк Максима Горького «Вопленица». «Орина, — усердно надавливает автор на «о», — с 14 лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна — все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах… С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в «Илиаде» только 27 815!..»

Тряпичники, крючочники

Могли ли предполагать труженики тряпья и помоек, что в XXI веке дело их — по раздельному сбору мусора — станет модным и актуальным? Заунывный крик «Старье-е-е бере-е-ем!» разносился по дворам еще в середине прошлого века. За тряпки, банки, старые газеты можно было получить всякие сокровища: сахарных петушков, хлопушки, дудочки и даже громко стрелявшие холостыми зарядами пистолеты-пугачи. Постепенно дело сошло на нет. А ведь раньше существовала целая империя.

Например, в петербургских трущобах возле Сенного рынка находился целый «Тряпичный флигель», занимавший один из корпусов Вяземской лавры. Найти его было несложно: во дворе возвышались горы тряпок, бумаги, костей и прочего мусора, место которому на помойке. Но живших здесь работников тряпичного фронта это вовсе не смущало: главное — был заработок. Низшим в иерархии сборщиков считался крючочник. Главным его орудием был насаженный на палку крюк, с помощью которого он рылся, извлекая нужное, в свалках и мусорных кучах и таким образом зарабатывал около 50 коп. в день, а в месяц — целых 15 руб. Находки сдавались маклакам (или «тряпичным тузам» — хозяевам артели), которых в 1895 году в Петербурге насчитывалось более 50. Они же выделяли тряпичникам средства для скупки (или обмена) у населения тряпья, чтобы потом сдать его более крупным перекупщикам или прямо на переработку. Товар пользовался спросом. Так, владельцы Невской писчебумажной фабрики, купцы Варгунины тратили на закупки тряпья до 150 000 руб. в год. А писчебумажная фабрика Крылова ежегодно закупала в Вологодской губернии 50 000 пудов лаптей — по 60 коп. за пуд.
Источник: www.moya-planeta.ru
Поделись
с друзьями!
1778
2
35
81 месяц
Спасибо за статью, очень интересно!
27 81 месяц • Ответить
Я помню, как в 50-60-е ходил старьевщик, я была маленькой, у него были конфетки,дешевые
колечки, какие-то безделушки, которые нам представлялись сокровищами!
17 81 месяц • Ответить
А я помню, как в 70е заготконторы за 20 кг тряпья давали жевательную резинку Союз-Аполлон. Пацаны все белье с проволок у многоэтажных домов потаскали. Если бы сейчас государство финансировало так сбор полиэтилена, земля бы сильно очистилась.
21 80 месяцев • Ответить
как "так"? Жев резинку за 20кг тряпья - это обдуриловка, чистый доход заготконторе.
Пункты приема вторсырья - существуют и сейчас во всех городах, но тусуются там только бомжи. Вы сами за сколько денег пойдете бутылки и пакеты собирать?
4 80 месяцев • Ответить
В 80-е макулатуру обменивали на дефицитные книги. За каждые 10 кг давали специальную марку. Марки наклеивались на открытки. Соберешь килограмм 50-60-70 и получаешь "Унесенные ветром".
6 79 месяцев • Ответить
Унесённые ветром тогда не издавались. «Три мушкетёра» можно было получить...:-)
1 42 месяца • Ответить
А я в те времена ничего не нашла, что можно было сдать в старье и отнесла этому дядька мамин воротник из чернобурки. Хорошо, что старший брат вовремя всё узнал
1 70 месяцев • Ответить
Действительно, очень интересно!!!
5 81 месяц • Ответить
Мне детство вспомнилось. У нас в деревне тоже был старьевщик. Дядя Вася. На собранное тряпье и кости у него можно было взять подсолнечные семечки. Это было счастье, ведь в магазинах семечки у нас не продавали.
7 1 81 месяц • Ответить
А у нас ездил дядька в повозке на лошади и кричал "Шара-бара". Мы, дети выбегали со стеклянными бутылками и меняли на мячики на резинке, типа йо-йо.
9 81 месяц • Ответить
Очень интересная статья.Прочитала с удовольствием!
13 81 месяц • Ответить
Познавательно!
6 2 81 месяц • Ответить
Мы с братом в 50-е ходили в столовую за костями, потом сдавали их в приемный пункт по 6 коп за кг (до денежной реформы). Зарабатывали на мороженое...
6 81 месяц • Ответить
Спасибо автору. Интересная статья.
7 81 месяц • Ответить
Да, с хвостами - интересная история. Голь на выдумки хитра !
4 81 месяц • Ответить
Интересно, и на размышления наводит. А какие из современных специализаций уйдут в небытие. Ловкачи-то всегда будут, сейчас про хвосты уже кажется мелочью по сравнению с современными долями, в которых губернаторы.
4 81 месяц • Ответить
На очереди, например, управление транспортными средствами.
От машинистов электричек до таксистов и водителей собственных авто.
Процесс пошел! В отдельных продвинутых странах метро уже обходится без машинистов.
3 1 81 месяц • Ответить
Никогда не слыхал о таком способе посева репы. Сомнительно что-то... Я её семена при посеве мочу и смешиваю с золой.
1 1 81 месяц • Ответить
Нормальный способ, у меня бабушка так сеяла морковь.
4 79 месяцев • Ответить
В 70-80 годы государство стимулировало сдачу макулатуры населением, за 20 кг макулатуры давали какую-нибудь хорошую дефицитную книжку типа Дюма или Современный французский детектив и т.д. Чтобы сдать эту макулатуру люди с утра или с вечера занимали очередь.
7 80 месяцев • Ответить
бумага, тряпки понятно. А кости на фига?
80 месяцев • Ответить
Компонент клея казеинового из костей делается.
3 80 месяцев • Ответить
пе казеиновый а костный
1 80 месяцев • Ответить
плакальщики и сейчас есть. Еще и расширилась профессия: можно профессиональную родню заказать . друзей подруг.
2 80 месяцев • Ответить
Корова стоила 3 рубля , а тут 5 руб. за хвост.
2 75 месяцев • Ответить
Потому что волки могли загрызть несколько коров...
42 месяца • Ответить
Очень увлекательно !
1 73 месяца • Ответить
Супер! Спасибо! Моя покойная бабушка была истинно-искренней плакальщицей. От чего сейчас лечу свои фобии...
1 48 месяцев • Ответить
А какая связь между профессией Вашей бабушки и фобиями?Простите за вопрос. Мне интересно,потому ,что сама фобиями страдаю
15 месяцев • Ответить
Сегодня сдал в гараже старые запчасти и бумагу. Всю бумагу мы в семье бросаем в коробку потом ее сдаем.
2 43 месяца • Ответить
Спасибо.
42 месяца • Ответить
А наши старьёвщики кричали. Эй, девки,бабки, сдавайте тряпки-лохмотки. Из тряпок и битума делали рубироид.
42 месяца • Ответить
Раньше бумагу собирали для покупки книг. Сейчас бумагу собираем для растопки печки на даче.
В детстве у нас в деревне собирали тряпки и металлом, в обмен давали воздушные шары, губные гармошки
39 месяцев • Ответить
Какая прекрасная зарисовка про волчьи хвосты! Почти уровень Карамзина и Салтыкова-Щедрина:)))
17 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!