все|сильносреднеслабо
Разместить публикацию →

Можно ли искусственно вызвать вдохновение?

Вдохновение считается неотъемлемым спутником творческого процесса. Великие люди, испытывавшие его, описывали это как некое состояние, при котором неожиданно охватывает непонятная чудодейственная сила. Поэты попадают под власть несущегося потока слов и рифм, композиторы неожиданно оказываются в мире звуков. В результате из-под их руки выходят гениальные творения. Но можно ли вызвать это необычное состояние и заставить музу работать на себя? Похоже, наука приблизилась к ответу на этот волнующий вопрос.

Муза, отзовись!

Считается, что по велению разума вызвать вдохновение нельзя, оно приходит спонтанно. Однако с этим утверждением не согласна сотрудник кафедры философии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Анна Слепцова, которая нашла в истории немало фактов, когда великие люди вызывали вдохновение. Если и не искусственно, то явно преднамеренно. Например, Шиллер опускал ноги в холодную воду, Бетховен бродил по полям в окрестностях Вены, математик Адамар в поисках сложнейших решений ходил вокруг стола, Гете мог творить только в герметически закрытом помещении без доступа свежего воздуха, Хемингуэй бежал из дома в шумное кафе, за столиком которого и писал рассказы, Леонардо да Винчи, для того чтобы приняться за работу, обязательно нужно было слышать звон колоколов, Гофман трудился в комнате, оклеенной черными обоями. Как видно, некоего единого, универсального способа вызвать вдохновение у великих людей не было. Наоборот, их методы зачастую противоположны. К тому же известна масса случаев, когда человека муза посещала всего лишь раз в жизни. Что же должно произойти, чтобы вдохновение снизошло на человека?

Это вознамерился узнать профессор психологии из университета Дрексела Джон Кониос. Он набрал группу добровольцев, которые должны были решать анаграммы. Часть испытуемых делала это под воздействием внезапного озарения, а другие приходили к решению, методически подбирая ответы. При помощи электроэнцефалографии и функционального магнитного резонанса Кониос вместе со своим коллегой Марком Юнг-Биманом установил, что у людей, на которых находило озарение, повышалась активность височной и лобной долей правого полушария головного мозга. Эти люди, по словам исследователей, удивительным образом переключали поток мыслей при необходимости решить новую задачу или подавляли нежелательные мысли в нужный момент. При этом ученые выяснили, что у людей, которые решали задачи методически, активизировалась зрительная кора левого полушария. Кониос уверяет, что придумал, как искусственно подводить себя к озарению. Для этого нужно... выключать левое полушарие, которое глушит правое, являясь своеобразным цензором. Чтобы произвести это действие, психолог рекомендует выполнять монотонную неинтеллектуальную работу — например, чистить ботинки, мыть посуду, тупо ходить кругами или гладить. Такая деятельность, как утверждает ученый, снижает функцию левого полушария, позволяя озарению подбираться к сознанию, минуя цензора.

Какая разница!

Вроде бы исследование дало решение загадки, как вызвать вдохновение, однако некоторые ученые утверждают, что вдохновение и творческое озарение — разные вещи. Кониос и Юнг-Биман исследовали как раз второе. В случае озарения человек неожиданно находит ответ на задачу. Но этому, как утверждает директор Института мозга человека РАН, член-корреспондент РАН доктор биологических наук Святослав Медведев, предшествует долгое обдумывание именно этой задачки, и в подсознании постепенно складывается четкая система. Она-то и дает возможность решить задачу, казалось бы, моментально. Так было у Менделеева, который увидел во сне (тогда, кстати, цензор тоже спал) строение таблицы химических элементов. Но это всего лишь конечный этап нормальной, хоть и напряженной работы мозга. Ученик в школе тоже испытывает озарение, когда находит ответ в примере, просто в зависимости от ума и таланта меняется масштаб решаемых задач, оттого одни озарения никому не заметны, а другие настолько масштабны, что могут сойти и за снизошедшее вдохновение. И все-таки это не совсем одно и то же.

«Вдохновение отличается от озарения тем, что это некое измененное состояние сознания», — поясняет Святослав Медведев. Если человек способен войти в это необычное состояние, значит, он может индуцировать в себе вдохновение. В результате он делает то, что не смог бы сделать в другое время. Например, французский офицер Руже де Лиль под воздействием лунной ночи и страстного порыва сочинил бессмертную «Марсельезу». Но сколько ни пытался творить потом, превзойти себя так и не смог.

Однако состояние сознания не может меняться просто так. Должен произойти выброс определенных гормонов, чтобы изменилась биохимическая картина мозга. Но каких именно, науке, увы, пока неизвестно. А по всей вероятности, именно за этой секретной дверцей и находится разгадка тайны феномена вдохновения. Правда, Святослав Медведев все же оговаривается, что «у каждого есть своя хитрая система изменения состояния мозга». Например, кто-то «слышит» свой будущий стихотворный шедевр, уютно расположившись у камина, а кому-то, чтобы ухватить музу, нужно привести себя в истеричное состояние.

Источник творчества

Другой, не менее интригующий вопрос, связанный с вдохновением, касается того, откуда оно, собственно, может черпаться. На сей счет сегодня высказываются совершенно фантастические предположения. Анна Слепцова предполагает, что гениальностью обладают исключительно те люди, психика которых каким-то только им известным образом связана с космическим метасознанием или они умеют настраивать свое сознание на него. Что имеется в виду? Например, некоторые исследователи творчества Ньютона полагают, что одному человеку невозможно совершить такое огромное количество открытий в разных областях математики и физики, которые сделал он. Из-за этого биографы ученого выдвигают мистическую идею о том, что его сознание, как приемник, подключалось к необъятному космическому «складу» знаний. Подобной версии существования некоего общего Wi-Fi-пространства, к которому подключены все без исключения люди, придерживается и доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Михаил Решетников. По его словам, именно этим можно объяснить неожиданные вспышки вдохновения, заставляющие людей творить то, что в другом состоянии они неспособны сделать. Кроме того, ученый уверяет, что общее хранилище знаний как раз и приводит к тому, что некоторые гениальные идеи и решения могут приходить одновременно к совершенно незнакомым людям, находящимся в разных частях света. Вероятно, в результате некоего сбоя система управления общим сознанием выдает одинаковую информацию в два канала.

Конечно, единым космическим сознанием было бы, наверное, проще и удобнее всего объяснить феномен вдохновения. Но почему тогда оно не достается всем поровну? Анна Слепцова, исследовав жизнь и труды великих людей, отыскала качества, которыми, похоже, нужно обладать, чтобы быть с музой накоротке. В первую очередь это эмоциональность и спонтанность характера человека, его мыслей и действий. У тех, кого принято называть гениями, вероятно, проявляла себя даже сверхспонтанность. В связке с ней идет интуиция. Но два самых главных признака человека, способного поймать музу, как считает ученый, — это одержимость и стремление к превосходству. Эти качества вкупе действительно способны вызвать изменение сознания — уж больно велика их совокупная нагрузка на мозг и душу.

Однако те немногие творцы, которым дано было испытать вдохновение, на самом деле никогда не сидели и не ждали, когда оно снизойдет само. В одном из интервью писатель Георгий Вайнер признавался: «Мы с братом Аркадием никогда не рассчитывали на вдохновение. Ведь оно по большому счету редкость, состояние исключительное. Надеяться на него контрпродуктивно. Садись и колоти по клавишам — и да помогут тебе Бог, Рок, Вкус и еще тридцать три обстоятельства».

Похоже, что муза не работает на тех, кто не работает на нее.

Мнения

Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук:

— Вдохновения как самоцели не существует. Это некий сопутствующий, побочный продукт в нашем взаимодействии с миром. Вызвать вдохновение — это из области обманок, заморочек для публики. Что касается приемов, которыми якобы можно стимулировать музу, например ушата холодной воды и прогулок по полям, то они могут вызывать определенную степень возбуждения. Вдохновение направлено на взаимодействие с миром, а возбуждение как раз тот процесс, который связан с физиологией человека, его положительной стимуляцией. Из-за этого у творческих людей могут быть неупорядоченные сексуальные связи или обжорство — это попытка вогнать в рабочее состояние подкорку мозга, войти в состояние пробуждения, после которого следует возбуждение, а потом третий этап — вдохновение. Правда, если не остановиться вовремя, может случиться истощение организма.

Елена Пронина, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор философских наук, кандидат психологических наук:

— Вдохновение нельзя вызвать когда угодно и куда угодно. Это правильное направление мысли, вызывающее творческий подъем. Чтобы это правильное направление мысли возникло, нужно несколько вещей. Прежде всего труд. Маркес говорил, что вдохновение приходит только во время работы. Также необходимы интеллект и навыки самовыражения в области, в которой творит человек. Кроме того, в этом ряду особо выделяются счастье — потому что вдохновленный человек делает общественно важную работу, и честность — чтобы не свернуть, когда бывает страшно. Вдохновение называется еще состоянием потока, когда человек забывает о времени и работает на максимальной отдаче. Это как самолет, который должен набрать определенную скорость, чтобы взлететь. Так же и у человека: он работает-работает и, если нашел правильное направление мысли, взлетит.
Понятно, что гарантированно вызвать вдохновение вряд ли получится, однако следующие практические советы могут помочь вернуть или вызвать долгожданное вдохновение:

1. Ограничьте отвлекающие факторы. Чем сложнее задача, тем тщательней нужно сосредоточиться. Но в эру современных технологий сложно работать при включенных социальных сетях, куда так и тянет магнитом. А если еще и разрывается мобильный или домашний телефон – о покое совсем можно забыть. Если дома не получается отгородиться от отвлекающих факторов, тогда идите на природу. Это может быть парк, набережная или дворик. Если не получается и там, попробуйте просто прогуляться на свежем воздухе, освежитесь. Ведь прогулки хорошо влияют на продуктивность мозга.

2. Наблюдайте. Новая идея – это комбинация и сложение хорошо забытых старых мыслей. Следовательно, чем больше таких элементов у вас есть, тем больше вы сможете выдать идей. Чтобы накопить такой арсенал – наблюдайте. Рассматривайте окружающий мир, события, явления, людей. Кладом среди источников наблюдения может быть природы. Оттуда можно черпать множество образов и форм, которые поражают своим разнообразием.

3. Литература. Читайте больше книг. Это неиссякаемый источник вдохновении и идей. С помощью книг вы пополните свой словарный запас и научитесь уделять внимание деталям. Когда открываешь новую книгу, ее истории непринужденно создают творческую атмосферу, в которой можно с легкостью творить. Ведь количество образ при чтении книги может в разы увеличивать картины реальности. Но не останавливайтесь на одном жанре.

4. Нужное время. Творить нужно в удобное время. Очень много зависит от биоритмов человека. Допустим, если вы сова, то не пытайтесь заставить мозг в 7 утра написать новую картину, и наоборот. Жаворонки не смогут создать новое стихотворения после полуночи. Спите столько, сколько возможно, и старайтесь быть в хорошем настроении. Творить на позитиве намного легче.

5. Нужен перерыв. У каждого жизни есть периоды, когда нужно срочно отдохнуть, уехать и отойти от повседневной жизни. Позвольте себе это: сходите в театр, возьмите небольшой отпуск, проведите выходные за городом, повидайте друзей. Это поможет упорядочить мысли, а новые эмоции вдохновят на творения великих дел.

6. Музыка не повредит. Любимая музыка способна направить мысли в нужное русло. Не важно, грустные треки или подвижные – главное, полностью подчиниться музыке, раствориться в ней. А если подумать над их смыслом и дать волю воображению, тогда рождение шедевра не за горами.

7. Коллекционируйте. Собирайте вещи или предметы, которые сужать для вас источником вдохновения. Это могут быть фотографии, вещи, фильмы, журналы или поделки. Когда возникает необходимость вернуть музу, просто загляните в свой архив и получите дозу творчества.

8. Не забывайте о себе. Если на душе тревога или беспокойство творить очень сложно. Нужно делать себя счастливым человеком. Делайте то, что вам нравится, проводите больше времени с семьей, не забывайте о друзьях. Не нужно накапливать проблемы в огромный снежный ком, решайте их в меру поступления.

Источник: www.itogi.ru
1187 3
Смех
Интерес
Красота
Умиление
Радость
Удивление
Грусть
Страх
Гнев
Отвращение
сильносреднеслабо
5 мес.
+ 27
От себя скажу коротко: Порыв Души


«Порыв Души» иль «Вдохновенье»
Есть сил небесных благо-дать.
Приходят в миг, без объяснения,
Доверив что-то нам создать.

В них нет ни логики, ни цели,
Вопросов нет: «Кому?», «Зачем?»,
«Каков тут смысл?», «Чего хотели?»,
«Для счастья?» или «Для проблем?»…

Так миру Бог дарует песни –
Из слов и музыки гранит.
Летят потоки с-под небесья
Лишь к тем, кто сердцем к ним открыт.

Так человек шедевр рождает,
Забыв про сон и про еду.
Строчит, куёт и высекает
Из прозы жизни красоту.

Сливаясь с Господом, не знает,
Какая мощь у этих сил.
Что с Ним он подвиги свершает
С тем, кто слабей и кто труслив.

И он не ждёт аплодисментов
Или каких других зарплат.
Порывов чистые моменты-
Вот для Души - венец наград.

В такой поток Амур влетает
И, подтверждая чудеса,
Стрелой два сердца пробивает,
Их поднимая к небесам.

Душа от этого блаженства –
Не уязвима и легка!
Так Бог подводит к совершенству
любовь людей во все века.

ДУШЕ не нужно поклоненья
Тех, кто внизу. И посему
Порывы все рассудит время:
«Зачем…когда…за что…кому?»…

Пока Душа творит - дерзает,
Мне вывод видится простой:
САМ БОГ В ПОТОКЕ ПРЕБЫВАЕТ
того, что СДЕЛАНО С ДУШОЙ.


Ида Климина 13-00. 6.11.14 г.
Мы думаем, что Бог видит и управляет нами сверху — но он видит и управляет нами изнутри.
5 мес.
+ 3
Все зависит от состояния и возраста души . А вообще надо изучать определенные технологии настройки тела и разума . Нужно быть романтиком и иметь хорошую интуицию . Муза эта дама живет в той области . Еще нүжно образное мышление и фантазия . https://youtu.be/GBy5dI0emYI https://youtu.be/7jzyFlHDY4g
5 мес.
+ 12
Еще Сократ в свое время сказал : В каждом человеке есть " Солнце " только дайте ему светить.
5 мес.
+ 3
Если усиливается эмоция смущения, то вдохновение приходит само по себе. А если наваливается тоска и чувство стыда, то вдохновение гаснет в глубокой яме чувства вины. Экстаз может появиться, но ощущение восторга едва ли. О как же нас волнует то, что чудом Сочтут глаза, уста и даже кожа! Корёжит дух чудовищная рожа С ней вдохновенья к лучшему не будет. (Экспромт).
5 мес.
+ 4
Огромное спасибо!!!!! Прекрасная статья!!! Очень сильное стихотворение! К автору с благодарностью
4 мес.
+
Огроменной!
5 мес.
+
Прекрасное стихотворение, спасибо создателю, автору, человеку, женщине...
5 мес.
+ 2
Скорее всего, озарение - это генетически заложенный потенциал внутри человека,кот. проявляется при определенных ситуациях, например, при готовности человека что-то творить или менять на подсознательном уровне.Ведь мозг человека способен на невероятные чудеса.И в какой- то момент он выдает то, что у него внутри.
5 мес.
+ 4
- 3
Люди писавшие всё это, явно ни разу не испытывали сами эти чувства. Вдохновение бывает и всё остальное, когда душа чиста от зависти, ненависти и прочего негативного в плане пороков состояния. Когда нет к людям обиды. и остального, человек, когда что-то случается в его жизни плохое по вине других людей, он смотрит на деревья, на реку, море, небо, дождь. бурю, что рядом (обращает свой взор не специально, а как к маме или к отцу, только эти родители говорят языком тишины, красоты.......... ) и его душа улыбается, радуется. И ему хочется радовать тех кто рядом. Приходит озарение. Она имеет разные формы творчества Надо смотреть на творчество не в одной только плоскости. Озарение приходит к маме, она в процессе своих поступков в отношении какого -то не через себя, а через ребёнка развивает творчество и так далее..... детей и так далее. Почему -то зациклились на озарении в науке и совсем забыли о многогранности жизни.
5 мес.
+
- 1
Очень интересная и полезная статья. Благодарю за заботу.
5 мес.
+
Увидел ошибки: природы - природа; вдохновении - вдохновения; сужать - служат.
5 мес.
+
- 1
Мешочек с бензином очень хорошо помогает, вот только оно "решение" там (в подсознании) и остаётся))
5 мес.
+ 1
Мешочек с бензином, как и сушеная конопля, как и более крутая наркота даёт только ощущение, которое оканчивается ничем. И то только в начале. Привычный пользователь не испытывает ничего, кроме ухода от ломки. В мире нет ничего прекрасного, созданного наркоманами.
5 мес.
+ 1
- 1
Да-да, расскажите это большинству художников и музыкантов, которые под кайфом от алкоголя или веществ каких-то бывают достаточно часто.
5 мес.
+ 2
- 2
И ваще, работать надо. Не просто работать, а вкалывать аки негры на плантациях. И кайф ловить от своей работы. Тогда и озарение/вдохновение посетит (может быть).
3 мес.
+
От такой работы, как негры на плантациях вкалывают, и" кони дохнут"...
5 мес.
+ 2
Статья интересная но, она не объясняет того , что произошло со мной в 2004м году. Это не вдохновение, ни озарение и пр. Это воздействие из вне. Но как и что- бы это значило- большой вопрос. За эти годы я перелопатил море информации в поисках ответа. Вот и сюда заглянул. А вдруг!
5 мес.
+
Статья неплохо начиналась, а вывод банальный
5 мес.
+
- 1
Статья неплохая,жаль что ни слова о любви и сексе.Лично меня это сильно вдохновляет))))
5 мес.
+
- 1
Поэт воспел! И очи долу
пред Музой скромно опустил.
Познал любовь он и крамолу,
со дна взорвав бездушья ил.
Ему, владыке совершенства,
покорно кланялись миры...
Теперь он сам в процессе действа
склонил очей своих бугры
к подножью Музы и сестры!
5 мес.
+ 2
Муза нравится поэтам!
Не ко всем она щедра
и внимательна при этом,
хоть не гонит со двора!

При дворе мы быть желаем,
Иногда ей даже льстим...
но того не замечаем,
что не каждый там любим...(((
5 мес.
+
Любви и вдохновения все возрасты покорны.Слушаю песни Лары Фабриан. Меня она вдохновляет,своим небесным голосом, для будущих озарений и вдохновений(Увидеть через вдох)ц Да Будет Так.
4 мес.
+
Лара Фабриан - воет и ноет...
5 мес.
+
ну надо же
5 мес.
+
- 2
Я столько песен создала после того,как муж меня "выводил из равновесия" и это самые лучшие песни ,по мнению моих друзей:чем больнее бил ,тем лиричнее песни
4 мес.
+
В последнее время примерно то же самое наблюдается у Дубцовой. Не заметили? :-)
4 мес.
+ 1
Я жаворонок. но очень многие стихи я написала после полуночи и вообще ночью. так что все индивидуально
4 мес.
+
Значит совааа
4 мес.
+
Человек состоит из трех составляющих: 1)источника жизненной энергии(ДУШИ), 2)разума, 3)тела. Вдохновение относится к тому, что мы не видим(ДУШЕ), но очень хорошо ощущаем различными эмоциями и при помощи своих способностей переносим в физическую вселенную в виде различных действий. Это для справки тем, кто хочет понять ЖИЗНЬ, как она устроена
4 мес.
+ 1
Вдохновение приходит только к тому, кто постоянно осознанно (не тупо) трудится, решает задачи от маленьких к более сложным на пути к достижению поставленной цели, когда колличество, переходит в качество. (Если не переходит, значит вы занимаетесь не своим делом).
3 мес.
+
Людмила Шкилёва

Рассорились как-то Талант и Уменье:
Решали всерьез, что поэту важнее,
Чьи свойства полезнее или нужнее,
Что самое главное в стихосложенье.

-Я рифмы любые найду за минуту-
Кричало Уменье
-Тут спорить не стоит –
Меня лишь одно каждый раз беспокоит:
Что те не по нраву придутся кому-то.

И буду искать их я снова и снова.
Конечно же, нужные вскоре найдутся…
Талант, как индюк разозленный, надулся
И буркнул:
- Во-во, разве в рифмах основа?

Здесь главное образы, мысли и чувства,
Размер и тональность имеют значенье –
Вот самое важное в стихосложенье!
-Но складно слагать - это тоже искусство,

Сказало Уменье - ах, что без меня ты…
А Муза, смущенно пожала плечами:
"Вы оба не правы, - шепнула печально-
Пойду я, пожалуй, дерзайте, ребята…"

И бродят теперь по полям интернета,
И строки чужие дробят на осколки -
Без Музы от них нет ни проку ни толку -
Талант и Уменье, терзая поэта...

И мрачен поэт в ожиданье конфуза,
Ранимую душу изгрызли сомнения -
Он вместо стихов наваял объявления:
"Талант и Уменье меняю на Музу"
3 мес.
+
Стремленье к высоте - порыв души. Слова ума - аркан на шее. Путь к сердцу своему ты отыщи. Оставив его тем, кому оно нужнее......
3 мес.
+
За статью, советы и рекомендации большое спасибо!!! Очень полезно было ознакомиться !
3 мес.
+
Мы чаще думаем о пользе. Но польза - это из области материального. Как же тогда понимать вдохновение и ту ауру, которую оно создает? Или нужна особенная аура, которая и породит вдохновение?
2 мес.
+
А фильм "Муза" с Шерон Стоун смотрели? оооочень рекомендую.
2 мес.
+
И все таки верно: чтобы снизошло вдохновение нужно работать творчески над темой и правда- оно приходит! И ты радуешься что получилось!
Давайте радоваться жизни вместе!
Получай лучшее на свой email-адрес
Жми "Нравится" и читай нас на Facebook
Подпишись на нас Вконтакте
реклама
Авторизация пользователя EmoSurf
Email-адрес
Пароль забыли пароль?
Регистрация →
Данные пользователяX
Отображаемое имя
Изменить пароль
Email-адрес
Ваш часовой пояс
Уведомления о новом
Email-адрес пользователя
Укажите свой e-mail, чтобы первым узнавать о новых постах!