Чайный мастер и самурай

Однажды чайный мастер шел по улице с большим подносом, уставленным чашками и баночками с чаем. Вдруг из небольшого бакалейного магазинчика на улицу вывалился разъяренный самурай.

Чайный мастер старался уступить дорогу, но самурай, не замечавший ничего вокруг себя, все-таки налетел на него. Поднос упал, чашки разбились, а порошок чайного листа просыпался на рукав самурая.

— Смотри, куда прешь, — зарычал самурай.

— Мне очень жаль, господин, — вежливо произнес чайный мастер, пытаясь счистить зеленый порошок с рукава самурая.

— Убери руки, — проревел самурай.

Чайный мастер отдернул руки, но нечаянно задел рукоятку меча, висевшего у самурая на поясе.

— Ты коснулся моего меча! — возмутился самурай. Его глаза сверкали гневом.

— Прошу прощения, господин. — Чайный мастер поклонился.

— Ты трогал мой меч! Хочешь меня оскорбить — лучше ударь по лицу. Это будет меньшим оскорблением, чем трогать мой меч.

— Но послушайте, господин, — пробовал успокоить его чайный мастер.

— Я не нарочно дотронулся до вашего меча. Это получилось случайно. Простите меня, пожалуйста.

— Поздно просить прощения. — Самурай был настроен очень решительно.

— Я — Гэндзи. Вызываю тебя на поединок. Завтра вечером приходи к моему дому. Меч взять не забудь. Самурай гордо удалился.

Чайный мастер дрожащими руками собрал то, что осталось от чашек. У него не было меча, и он совершенно не умел обращаться с оружием. Чайный мастер вернулся домой, взял новые чашки и чай и поспешил к дому своего ученика по чайной церемонии. Он опоздал, и ученик — богатый и влиятельный человек — спросил, где мастер задержался. Чайный мастер рассказал о столкновении с самураем.

— Говоришь, его имя Гэндзи?

— Да, — ответил чайный мастер. — И ты будешь драться с ним?

— Придется.

— Значит, можно считать тебя покойником, — объявил богач.

— Гэндзи — сильный боец и не прощает оскорблений. Если ты вступишь в поединок, он тебя убьет.

— Тогда перейдем к уроку, — предложил чайный мастер.

— Похоже, это последний урок, который я могу вам дать. Вечером чайный мастер зашел в гости к своему другу — кузнецу, мастеру по изготовлению мечей. Как обычно они сидели рядом и пили сакэ.

— Что с тобой такое, приятель? — спросил кузнец.

— Я хочу попросить тебя продать мне меч, — ответил чайный мастер.

Кузнец улыбнулся.

— Слушай, друг, ты же сам знаешь, что я делаю каждый меч несколько лет — специально для заказчика. А с каких пор тебе понадобился меч?

— С сегодняшнего дня, — ответил чайный мастер.

Он рассказал другу историю с самураем. Кузнец слушал, затаив дыхание.

— Вот видишь, меч мне очень нужен. Может, одолжишь мне один — любой. Я договорюсь с ассистентами Гэндзи, чтобы тебе его вернули, когда все закончится. Кузнец долго молчал. В голосе друга он услышал твердое решение умереть.

— Если уж умирать, — сказал наконец кузнец, — то зачем же тебе умирать как новичку, впервые взявшему в руки меч? Лучше умереть тем, кто ты есть, — мастером чайной церемонии, одним из лучших мастеров нашего времени.

Чайный мастер задумался над словами Друга, потом встал, похлопал друга по плечу и, не сказав ни слова, вышел на ночную улицу. Приняв окончательное решение, он направился к дому Гэндзи. У ворот стоял один из ассистентов самурая.

— Передайте, пожалуйста, господину Гэндзи мое приглашение, — сказал чайный мастер.

— Я помню, что завтра вечером у нас поединок, встреча здесь, у ворот его дома. Но я хочу пригласить его завтра днем к себе в чайный домик. Я хочу сделать ему подарок.

На следующее утро чайный мастер встал пораньше, чтобы приготовиться к приходу самурая. Он подмел дорожку и подстриг куст около чайного домика. Приготовил стол и приборы, расставил цветы в простых, но элегантных букетах. Потом тщательно почистил свое лучшее кимоно и надел его. Теперь все было готово, и чайный мастер пошел к воротам встречать самурая. Вскоре появился самурай с двумя слугами. Чайный мастер поклонился.

— Очень рад, что вы пришли, — сказал он.

— Мне сказали что-то про подарок.

— На лице самурая появилась ехидная усмешка.

— Хочешь предложить выкуп, чтобы я отказался от поединка?

— Что вы, господин, конечно, нет, — ответил чайный мастер.

— Я не посмел бы так оскорбить вас. Он пригласил самурая зайти в чайный домик, показав слугам скамейку в саду и попросив их подождать.

— Ну, если не выкуп, значит, будешь просить сохранить тебе жизнь?

— Нет, — ответил чайный мастер.

— Я понимаю, что вы должны получить удовлетворение. Но я прошу вас разрешить мне в последний раз показать свою работу.

Они зашли в домик, и чайный мастер пригласил самурая сесть.

— Я — мастер чайной церемонии, — объяснил он.

— Чайная церемония — это не только моя работа и мое искусство, это мое воплощение. Я прошу позволить мне поработать последний раз — для вас.

Самурай не совсем понял, но опустился на колени и кивком показал чайному мастеру, что можно начинать. Простое убранство маленького чайного домика создавало атмосферу уюта и спокойствия. Снаружи доносился шелест листвы и журчание ручья. Чайный мастер открыл коробочку с чаем, и запах зеленого чая смешался с ароматом стоящих на полке цветов. Медленно, спокойно, точными движениями чайный мастер насыпал немного чайного порошка в чашку. Затем зачерпнул специальной ложкой горячей воды из котла и налил в чашку.

Самурай смотрел на церемонию, зачарованный красивыми и уверенными движениями мастера. Маленькой лопаточкой чайный мастер взбил чайный порошок с водой до пены, долил горячую воду, подал чашку самураю и поклонился ему, сохраняя полное спокойствие и сосредоточенность. Самурай выпил чай. Возвращая чайному мастеру чашку, он заметил, что тот все так же спокоен и при этом сосредоточен и внимателен.

— Благодарю вас, — сказал чайный мастер, когда самурай поднялся, собираясь уходить.

— Теперь я готов идти с вами к вашему дому, чтобы начать поединок…

— Поединка не будет, — заявил самурай.

— Я никогда не видел такого спокойствия и уверенности перед схваткой — ни у кого из своих противников. Даже я сегодня нервничал, хотя был уверен в своей победе. Но вы… Вы не только сохранили полное спокойствие, но смогли передать спокойствие мне.

Чайный мастер посмотрел в глаза самурая, улыбнулся и низко поклонился. Самурай ответил еще более низким поклоном.

— Мастер, — сказал самурай. — Я знаю, что недостоин, но прошу вас быть моим учителем. Я хочу научиться искусству чайной церемонии, чтобы обрести уверенность и спокойствие, которых мне так не хватает.

— Я научу тебя. Можем начать сегодня вечером, ведь мы уже назначили встречу. Я соберу все, что нужно, и подойду к твоему дому.
Источник: elims.org.ua
Поделись
с друзьями!
2200
6
50
70 месяцев
Всё-таки поганый этот самурай. Вызывать на смертельный поединок человека, который заведомо намного слабее тебя - как-то подло и недостойно (всё равно что Майк Тайсон образца 1987 года вызвал бы на ринг парня, который ни разу и перчаток боксёрских не надевал). Ладно, может после обучения у мастера по чайным церемониям у него хоть какое-то прозрение наступит, что нельзя с людьми так по-свински поступать.
14 70 месяцев • Ответить
Это всего-навсего сказка В жизни самурай просто бы зарубилэтого чайного мастера Без всяких вызавов на поединок
15 70 месяцев • Ответить
согласна.В те времена так и поступали
2 69 месяцев • Ответить
Мамой клянусь, сам видел..
1 69 месяцев • Ответить
хддд
69 месяцев • Ответить
SDD
40 месяцев • Ответить
Поединок с человеком низкого происхождения, каким, судя по тексту, являлся чайный мастер, - унижение для самурая, после которого ему пришлось бы совершить ритуальное самоубийство :)
7 69 месяцев • Ответить
* Вызывает восхищение японское мировоззрение-понимание себя частичкой природы,огромный пиетет ко всему,что есть на Земле,уникальная культура и,конечно,-Дзэн-буддизм. Но,в тоже время,удивляет необъяснимая жестокость в отношении своих противников.
4 70 месяцев • Ответить
Да ладно. А традиция дуэлей по любому поводу ещё сотню лет назад? Сколько замечательных людей погибло?
3 70 месяцев • Ответить
это не японское мировоззрение. Японцы такие же как и все остальные. Подобное восприятие мира, человека, природы есть в любой стране. Все зависит от конкретной личности. И эти самые личности в той же Японии превосходно извратят , подстроят под себя и дзен и веру в Аматерасу и в Христа и в Будду. Уникальная традиция - суффизм, и где он в жуткой жестокости террористов. Есть только одна культура неуникальная, бессмысленно жестокая во всем своем слое - англосаксы - звери во всем и везде.
4 4 70 месяцев • Ответить
Вам бы чаю попить, да вряд ли поможет, вон 30 месяцев Вам никто не отвечал
1 40 месяцев • Ответить
Как-то очень сложно все в мужском мире устроено!Сначала театрально строить из себя альфа-самца -самурая,потом театрально обломаться по этому поводу.Ну вот выучится такой альфа-самец чайному мастерству... и что? Как после этого врагов выискивать и на винегрет дальше крошить?
70 месяцев • Ответить
Придётся пить ароматный чай, предаться искусству чайной церемонии, чтобы обрести уверенность и спокойствие, которых так не хватает, а не "выискивать врагов и не крошить
их на винегрет".
4 69 месяцев • Ответить
ну это просто сказка,без малейшего отношения к реальности тех времен...Самураи занимались служением господину,рубили простолюдинов не думая,и уж точно даже думать не стали об обучении чайной церемонии))))
69 месяцев • Ответить
Глупая баба везде видит только альфасамцов)
39 месяцев • Ответить
Хорошая японская история
3 70 месяцев • Ответить
вы хотели сказать,сказка-выдумка
1 69 месяцев • Ответить
Вызывает восхищение японское мировоззрение- связи себя с природой,не мешало бы проникнуться подобным мировоззрением президента и премьера по отношению к народу страны.
4 1 70 месяцев • Ответить
Вы сами из сказки...
2 70 месяцев • Ответить
Наши президенты подобно "чайному мастеру" всячески ублажали и "чаем поили" англосаксов, начиная с 90-х по 2014 год, терпели "плевки", унижения, агрессию. Но, к сожалению, это не помогло. Те, с кем имела дело Россия, оказались совсем не такими как японский самурай, чтобы оценить "искусство чайной церемонии, обрести уверенность и спокойствие, которых так не хватает", а если и способны, то только после "принуждения к миру".
1 3 69 месяцев • Ответить
почему-то все,кто не в политике,всё знают!
2 69 месяцев • Ответить
Там такой менталитет ! В этом и заключается восточная философия жизни ! Мы видим только распустившийся цветок , а они видят жизнь цветка !
2 70 месяцев • Ответить
Одним словом, добро побеждает зло. Что-то сразу захотелось на чайную церемонию.
6 1 70 месяцев • Ответить
Сказка - одно слово. Сергей
3 70 месяцев • Ответить
Прекрасная история о том, как сохранить "лицо" даже,если твой враг или недоброжелатель сильнее физически и выше по рангу.
4 70 месяцев • Ответить
классно... А у нас как было бы? Задел разъяренного дэбила - сразу получил в рог! Без церемоний... (
3 70 месяцев • Ответить
а там именно так и было.Самураи не разбирались,прав-не прав, рубили простолюдинов. Не верьте сказочкам
1 69 месяцев • Ответить
восток - дело тонкое...
1 69 месяцев • Ответить
Умиротворённость, мудрость, красота и гармония оказываются сильнее грубой силы. Если бы было иначе, то в мире остались бы одни агрессивные самураи, и не осталось бы чайных мастеров.
6 69 месяцев • Ответить
Ох уж, эти сказки. Ох уж, эти сказочники...
3 4 69 месяцев • Ответить
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
4 69 месяцев • Ответить
Очень мелкий, слабый, какой-то "второстепенный" посыл в этой притче...Да и, действительно- ситуация совершенно нереальная...рубанул бы его самурай, даже не задумываясь...
1 2 69 месяцев • Ответить
Откуда у вас такие нечеловеческие представления о самураях? Самурай - это не чудовище из фильмов ужасов.
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики. Так что не стоит самураев считать тупыми чудовищными варварами. Искусство чайной церемонии, чтобы обрести уверенность и спокойствие, которых так не хватает, это тоже уроки формирования психологических, этических и эстетических качеств самурая.
4 69 месяцев • Ответить
Эти самые самураи в 1945 году соревновались между собой, кто быстрее зарубит 100 пленных самурайским мечём. Какое там бусидо?! Кодекс распространялся на равных им, а всех остальных они считали ниже животных (за животных хотя бы приходилось отвечать перед хозяином).
39 месяцев • Ответить
можно с таким же успехом и уверенным спокойствием одевать ботинки собираясь на улицу, или вытирать зад после туалета, или прописать себе церемонию сморкания,... в любом деле главное это внимание
1 69 месяцев • Ответить
вы правы
69 месяцев • Ответить
Примерно то же пытались доказывать "пусси райт" в "россиских храмах и музеях".
69 месяцев • Ответить
Чайный мастер сказал: "Чайная церемония — это не только моя работа и мое искусство, это мое воплощение." А умение приготовить и передать не обыкновенные ароматы чая - действительно искусство, а также культура человеческого общения в благоприятной, торжественной, здоровой обстановке Если для Вас это то же, что Вы кощунственно перечислили , то о чём тогда с Вами можно говорить. Самурай оказался более восприимчив к искусству и культуре. А это еще раз доказывает, что самураи, в отличии от Вас, уважали искусства.
1 69 месяцев • Ответить
Свинка считает, что бисер совершенно ни к чему. "..можно с таким же успехом и уверенным спокойствием" валяться в грязи, носить на себе грязь вместо бисера. Кого-то привлекает "бисер", а для кого-то это тоже, что и (извините за вынужденное цитирование кощунственной пошлости) "вытирать зад после туалета, или прописать себе церемонию сморкания"
1 69 месяцев • Ответить
Здесь есть нюанс. Мне помнится (проверьте!), что в традиционную в семьях самураев подготовку обучение чайным делам входило. А может быть, и в какие-нибудь экзамены, например, как в Китае экзамен по литературе для гос. служащих. Далее, я не знаю, таким ли уж простолюдином считался чайный мастер. В этом рассказе я увидел благородное смирение перед порядком вещей (порядком мира), со стороны всех участников, мораль - правильное следование этому пути (?)
7 69 месяцев • Ответить
Вы правы. И эта идея является одной из главных в различных духовных учениях.
1 69 месяцев • Ответить
иди по свету с этим советом
69 месяцев • Ответить
Бисер этой притчи не для всех.
2 69 месяцев • Ответить
Бисер этой притчи не для всех, но самураям доступен.
1 69 месяцев • Ответить
Мудро
68 месяцев • Ответить
Сказка, призывающая к непротивлению злу насилием. А нужно ли оно?
66 месяцев • Ответить
А если все чай будут употреблять в качестве лекарства от злобы , задиристости и т.п. ,то листа чайного на всех будет хватать?Или война за чайные плантации начнется?Кузькина Мама
60 месяцев • Ответить
Это конечно сказка, но как известно сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
40 месяцев • Ответить
Еще апостол Павел в своем послании к Римлянам сказал: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром."
(Рим.12:21). Нажить врага проще простого, а вот заполучить друга - нужна мудрость, перемешанная с терпением.
40 месяцев • Ответить
В любой сказке есть доля истины.Истинное величие в простоте и уважении к самому себе.
39 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!