Картины художницы Натальи Гусак


Наталья Юрьевна Гусак родилась в 1968 году в Омске. Ее отец, малоизвестный сибирский художник с малых лет прививал дочери любовь к краскам и постоянно брал с собой на этюды. В Сибири и прошло ее детство. В 1989 году окончила Омскую художественную школу. С 1995 года работает на профессиональном уровне, постоянный участник областных выставок. Художник работает в различных жанрах: пейзаж, натюрморт. Владеет техникой батика. В последние годы кроме живописи увлеклась росписью лаковой миниатюры.

Картины Натальи Гусак выполнены в лучших традициях мастеров пейзажа. Пейзажи о красоте природы просты и естественны. Работы наполнены сказочной красотой лесов, полей и речушек, отражают бесконечное величие природы.















Поделись
с друзьями!
19
0
2
1 день
РЕКЛАМА

Время Чудес или Новогоднее изгнание БЕСов

Как-то под Новый Год Ларисе при покупке продуктов у праздничному столу сдачи не нашли, а дали взамен лотерейный билетик. Лариса сначала вроде попыталась возмутиться – лишних денег у нее не было, да и нелишние тоже к концу подходили, а впереди праздники… Ах, это вечное безденежье!


— Ну нет у меня мелких денег, нет! – сказала кассирша. – Но вы не расстраивайтесь! Видите, лотерея новогодняя, называется «Время Чудес», так что все к лучшему!

— «БЕСпроигрышная», — прочитала Лариса на билетике. – А это что значит?

— То и значит, что все равно что-то выиграете, — объяснила кассирша. – Давайте, женщина, проходите, не задерживайте очередь!

Так у Ларисы и оказался этот лотерейный билетик. Нет, не то чтобы она лотерею не любила. Вовсе нет! Напротив, она часто мечтала о крупном выигрыше и билетики лотерейные покупала время от времени, только вот никогда ничего не выигрывала. Даже странно как-то было – ну почему кому-то везет, а ей нет??? Это было тем более несправедливо, что Лариса жила небогато, и крупный выигрыш ей совсем бы не помешал. Уж она бы нашла, куда его приспособить и на что потратить! Но даже в этом она была какая-то бесталанная…

На билетике был написан и день розыгрыша. Вот тут Лариса заинтересовалась по-настоящему. А вы бы не заинтересовались, если бы вам сказали, что результаты вам сообщат по телефону 31 декабря, ровно в полночь? Вот и Лариса была прямо заинтригована. Тем более что в новогоднюю ночь никаких особых радостей у нее не намечалось, а тут… «Только вот откуда они могут знать мой телефон? – вдруг сообразила она. – Ой, наверное, шутка какая-то…».

И вот наступила Новогодняя Ночь. Лариса праздник встречала дома, одна. У взрослого сына своя семья, да и живет он далеко. К себе приглашать кого-то она не могла – вот уже который год дома была разруха, то есть ремонт, который начался, да так и застыл без движения. Самой идти куда-то – ни подарка, ни платья приличного. Так что вот уже который год – дома, дома…

Вот она и включила телевизор, накрыла стол, чем Бог послал, уселась и стала встречать Новый Год – как могла. В телевизоре пела и шутила Верка Сердючка, на столе расположились кое-какие деликатесы, которые Лариса себе и позволяла два раза в году, на день рождения да на Новый Год. А потом по телевизору показали часы, стрелки которых сошлись на 12, Лариса подняла бокал с шампанским, даже глоток сделать успела, и… Оглушительно затрезвонил телефон. «Сын, наверное!», — решила Лариса и кинулась снимать трубку.

— Здравствуйте, вы участвовали в лотерее «Время Чудес» и выиграли главный приз – Исполнение Желаний.

— Я? Выиграла?? Главный приз??? – пролепетала изумленная Лариса. – Не может быть!

— Может, может, — уверил голос в трубке. – Так когда желаете получить?

— А прямо сейчас можно? – попросила Лариса. – А как? Надо куда-то ехать? Или вам адрес сказать?

— Не надо вам никуда ехать. И адрес не нужен. Сейчас я вас переключу на Главного Исполнителя, с ним и поговорите.

И в трубке заиграла музыка. Лариса ее сразу узнала: все та же вездесущая Сердючка задорно пела: «Хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо, я это знаю, знаю…». А потом солидный мужской голос сказал:

— Главный Исполнитель слушает! Изложите ваше желание!

— Что, вот так вот, сразу? – испугалась Лариса. – Ой, подождите, я подумаю! Так, чего же я хочу??? Я много чего хочу! Только не пойму, что вперед, а что потом…

— Не торопитесь и не волнуйтесь, у вас есть время, — успокоил ее голос. – Давайте вы мне будете просто рассказывать о своей жизни, а по ходу и желания определятся.

— Хорошо, — охотно согласилась Лариса. – Живу я как-то не так, как хочется! Безрадостно живу. Мечтаю об одном, а получается другое. Вот мне хочется быть богатой, путешествовать по миру, есть всякие вкусности, половинку свою встретить…

— А что мешает? – участливо спросил Исполнитель.

— Ну как что? – удивилась Лариса. – Известно что – безденежье!

— А зачем вы с ним живете? – удивился голос.

— Что значит «зачем»? А кто меня спрашивает? – пришла очередь удивляться Ларисе. – Оно как-то бесшумно проникло в мою жизнь и обосновалось тут прямо по-хозяйски. Я его вовсе не звала!

— Ну уж ни за что не поверю, что безденежье само вползло, — не согласился Исполнитель. – Оно же не ко всем приходит, а только к тем, у кого ему уютно. Где условия подходящие!

— А какие условия для него подходят? – озадачилась Лариса.

— Безденежье селится там, где есть много БЕСов.

— Нет у меня никаких бесов! – испугалась Лариса. – У меня только попугайчик, Кеша зовут! А чертей у меня отродясь не водилось!

. - А черти тут ни причем, — ответила Исполнитель. – Я других БЕСов в виду имел. Не будет в доме достатка, если в доме поселились БЕСрадостность, БЕСалаберность. БЕСнадега, БЕСобразие, БЕСсмысленность, БЕСверие и прочие БЕСы. Ну-ка вспомните, есть у вас такие жильцы?

— Нету, нету! – закричала в трубку Лариса. – Хотя… Вот знаете, сын ремонт 5 лет назад начал делать, да так и не закончил. И с тех пор все так в какой-то разрухе и стоит – ни богу свечка, ни черту кочерга… Такое безобразие! А я красоту люблю, уют… Меня это так угнетает!

— Ну вот, а говорите, нет БЕСов! Зачем же вы терпите такое БЕСобразие? Неужели вам это нравится?

— Нет, я же говорю, я порядок и уют люблю! Но что я, сама этот ремонт должна делать?

— А кто вам должен? – поинтересовался Исполнитель. – Ведь вы же в этой квартире живете! Конечно, можно повесить ремонт на попугая Кешу, но вряд ли он с ним справится…

— Но и я не справлюсь, — возмутилась Лариса. – С какой стати я должна уродоваться на этом ремонте?

— А чтобы ликвидировать БЕСобразие, — подсказал голос. – Имейте в виду, если не вы – то кто же???

— Но у меня же безденежье! – нашла новый аргумент Лариса. – На ремонт средства необходимы, а у меня их нет.

— БЕСденежье, говорите? А деньги к вам не идут, потому что вы уж столько лет живете в БЕСалаберности, и вроде как уже привыкли, даже ничего менять не пытаетесь, — посочувствовал невидимый собеседник. – Между прочим, деньги такого не любят! Это их БЕСит! Они любят, чтобы их вкладывали разумно. Скажите, вы пытались как-то поправить положение?

— Ну да, пыталась, — уныло ответила Лариса. – Я самоисполняющиеся сказки пишу. Они и правда сами исполняются, только не для меня, а для других… Получается – Бессмысленно их вообще писать. Ой, это что же, еще один БЕС вылез?

— Да, развели вы БЕСов… И не сосчитать! А вы на заказ их писать не пробовали? За деньги! Пусть за небольшие, но все-таки! Раз сказки исполняются – значит, качественный товар!

— Ну что вы, это было бы БЕСсовестно с моей стороны, — засмущалась Лариса.

— А не БЕСсовестно жить в БЕСобразии, БЕСалаберности и БЕСсмысленности?

— Ну так безденежье же! – воскликнула Лариса. – От этого и жизнь безрадостная, и полная обессиленность наступает. Я от этого на работу устроиться не могу. Устаю быстро.

— Да вы от того и устаете, что для себя ничего не делаете, и вообще, непонятно куда идете и к чему стремитесь. Это вы сами свою жизнь БЕСсмысленной делаете, а потом удивляетесь, чего это она такая БЕСрадостная, а вы такая оБЕСсиленная.

— Я? – опять поразилась Лариса. – Да при чем тут я??? Я-то стараюсь, мечтаю! Визуализации провожу, картинки светлого будущего рисую. Я все делаю!

— А руками вы что-нибудь делаете? Картинку нарисовать мало. Ее еще и в жизнь воплотить было бы здорово. В одной умной книге написано: «У Бога нет других рук, кроме твоих». Так вот – чистая правда, так и есть!

— Это что же получается? Я сама мечтай, сама и делай? Так, что ли?

— А вы как-то по-другому это себе представляли?

— Ну да. Я-то думала, оно само как-нибудь материализуется. Я намечтаю себе счастье, позову, а оно – ррраз! – и свалится сверху. Вот и сижу, жду….

— Ага. Вы сидите и ждете, когда счастье свалится, а оно сидит и ждет, когда вы его ощущать начнете. Замкнутый круг какой-то, не находите?

— Да! Полная безвыходность, — подтвердила Лариса.

— Вот вам и еще вредный жилец – БЕСвыходность. С чего это вы взяли, что выхода нет?

— Я так чувствую, — мрачно ответила Лариса. – Мне вообще картинка такая видится: будто я в каком-то замкнутом пространстве стою в старой коричневой дубленке, которую давно уже подарила подруге. Вокруг меня сплошная стена, только небо надо мною. Я пытаюсь найти выход сама, шарю руками по стене, но выхода не нахожу. Тогда я обращаюсь за помощью к небу, но оттуда идут советы совсем не на мой запрос. И я воспринимаю эти советы как смех надо мной, но помощи нет. И я опять сама шарю руками по стене…И так бесконечно.

— Отличная картинка, могу вам ее смысл растолковать, — обрадовался Исполнитель. – Вы уже давно из своей старой шкурки выросли, а расставаться с нею никак не хотите. Вам Мир специально стены неприступные вокруг возводит, чтобы вы росли, а вы не желаете. Ведь если вы возвыситесь – легко перешагнете через стену и вырветесь из своего тесного и душного БЕСрадостного мирка, но вы не хотите. Вам сверху советы дают – но вы их не слушаете. Вы хотите простора, путешествий, яркости, но не хотите расставаться со своими ограничениями. Вот отсюда и БЕСвыходность. А на самом деле – выход перед вами! Вернее, НАД вами!

— Но я не поняла! – жалобно пролепетала Лариса. – Как расти? Куда смотреть? Кого слушать? К чему стремиться? Кто мне подскажет?

— На самом деле вам уже все подсказали, растолковали и 100 раз повторили. Теперь дело за вами! РАСтите! РАСкрывайте свои таланты, РАСпахивайте окна, РАСставайтесь со всяким старьем. И с затянувшимся ремонтом, и со старыми энергиями, и с прочим хламом, и с вашими БЕСами тоже. Впустите в свою жизнь РАС-СВЕТ! Прогоните навсегда БЕСверие! Поверьте же, наконец, в Чудо! Недаром наша лотерея называется «Время Чудес».

— Да, о лотерее! – спохватилась Лариса. – А когда мне будут вручать главный приз?

— А вам его уже вручили, — радушно проинформировал Главный Исполнитель. – Вашим заветным желанием было получить ответ на вопрос: почему у вас жизнь оБЕСдвижена и БЕСрадостна. Ну, так я вам об этом поведал! А уж дальше сами решайте. Или долбиться в неприступные стены, или скинуть старую шкурку – и ввысь, к Свету! Всего вам хорошего, и Времени Чудес!

— Спасибо, — машинально ответила Лариса. – Только вы мне скажите… А у меня получится?

— Получится, обязательно получится! – уверенно пообещал Исполнитель. – Вы же видели на билете надпись – БЕС-проигрышная? Так вот, БЕСЫ всегда проигрывают, если вы твердо решили с ними расстаться!

В трубке щелкнуло, а потом оттуда опять запела Сердючка: «Хорошо, все будет хорошо…».

— Слышите, БЕСЫ??? Вы проиграли!!! – грозно объявила Лариса куда-то в пространство. И, не выдержав, от всей души запела вместе с Сердючкой: «Ой, чувствую я, девки, загуляааааааю!!!!». Изгнание БЕСов, похоже, уже началось, БЕЗнадега в панике отступила, а в душе, несмотря на то, что Новогодняя Ночь только начиналась, уже занимался розовый РАС-СВЕТ.

Автор: Эльфика
Источник: elfikacka3ka.ru
Поделись
с друзьями!
55
2
1
1 день

Кто придумал селедку под шубой? История салата

Новый год близится, а что за Новый год без селедки под шубой? Замечательный салатик, имеющий давнюю историю и абсолютно не стареющий.


Селедка под шубой – это всеми любимый салат, который часто украшает праздничный стол наших граждан. Сочетание соленой и жирной рыбы со сладкими овощами придает блюду неповторимый вкус. Если раньше в Советском Союзе было мало продуктов для создания кулинарных шедевров и люди использовали всем доступные свеклу, морковь и картофель, то сейчас выбор просто огромен. Доступны новые рецепты, которыми полон интернет, но такой простой салат по-прежнему присутствует на всех застольях.


Помимо этого, данное блюдо обрастает со временем многими легендами о том, кто придумал селедку под шубой, когда данное блюдо появилось на столах наших родителей, что предшествовало его появлению как красиво оформленного праздничного блюда.

Норвержские корни


История селедки под шубой уходит далеко от нашей страны в северные скандинавские страны, которые всегда славились избытком данной вкусной рыбы.

В кулинарных книгах Норвегии 1851 года можно найти схожий рецепт под названием Sillsallad, что в переводе на русский означает селедочный салат. В рецепт вошла селедка, которую укладывали на дно большой тарелки, сверху нее раскладывались отварная свекла, нарезанная тонкими кругами морковь, яйца. Однако все ингредиенты не смешивались.


Английский аналог


Многие историки кулинарии искали ответ на вопрос о том, кто придумал селедку под шубой. Схожий рецепт был найден в поваренной книге 1845 года в Англии под названием "шведский салат". Составляющие данного салата тоже имеют сходство с исследуемым нами блюдом. Это норвежская сельдь, которую очищали, нарезали кусочками и выкладывали на блюдо. Покрывали ее слоями нарезанной кусочками свеклы, картофеля, рубленными мелко яйцами, добавлялись еще пикули и натертое яблоко.


Рецепт в русских источниках


Со второй половины XIX века и в русских поваренных книгах можно проследить историю рецепта салата "селедка под шубой". Хоть создавалось это блюдо, конечно, без майонеза и больше напоминало винегрет. Ингредиенты, присутствующие в таком салате, невероятно схожи с селедкой под шубой. Это те же отварная свекла, нарезанный кубиками картофель, а также морковь.


Намного позже популярность набирает соус майонез, который используют люди всего мира. Данный салат тоже не избежал добавления этого популярного соуса, и примерно с 1960 года появляется вариант современного, такого традиционного для русского застолья слоеного блюда с майонезом.

Красивая легенда советских времен


Если вы интересуетесь вопросом о том, кто придумал селедку под шубой, то на многочисленных сайтах интернета можно прочитать легенду о происхождении данного популярного блюда. Звучит она следующим образом.

В Москве и Твери некий трактирщик по имени Анастас Богомилов в 1918 году задумался о состоянии дел в своих заведениях. Многие посетители после хорошей порции выпивки начинали дебоширить и драться, выясняя таким образом отношения на политической основе. Ведь посещали трактир люди разных сословий, естественно, что спиртное быстро развязывало им языки, и начинались извечные споры.


Поваром в трактире работал некий Аристарх Прокопцев, которому хозяин дал задание придумать такой салат, который был бы питательный и калорийный, чтобы люди не так сильно напивались и не дрались в его трактирах. Он терпит страшные убытки, ведь после драки остаются разбитая посуда, мебель, окна и т. д. Не говоря уже о том, что люди просто боятся ходить в его трактиры и обходят их стороной.


Аристарх Прокопцев подошел к делу творчески. Состав выбранных ингредиентов он расшифровал следующим образом:
селедка – символ пролетариата, так как рабочие часто ее заказывали и любили;
свекла – символ революционного красного знамени;
остальные овощи – это корнеплоды (лук, морковь, картофель), которые символизируют землю, а значит, крестьянство;
майонез – французский соус, который олицетворяет дань уважения к французским революционерам.

Расшифровка слова "шуба"

Если вы интересуетесь историей селедки под шубой, то можете встретить высказывания, что слово "шуба", которой прикрыта рыба на тарелке, оказывается аббревиатурой. Расшифровывается она следующим образом:
Ш – означает шовинизм.
У – соответственно упадок.
Б – расшифровывается как бойкот.
А – в полном варианте – анафема.

Звучит сочетание слов так:

"Шовинизму и Упадку – Бойкот и Анафема"

Заканчивается легенда просто замечательно. Посетители заведения, распробовав салат на новый 1919 год, остались невероятно довольны, уже никто не напивался, все закусывали ставшим популярным салатом селедкой под шубой, и дела в трактире наладились.

Разоблачение легенды

С тех времен многие интересовались вопросом: "Кто придумал селедку под шубой в действительности?" Историки кулинарии изучали старинные русские и советские поварские книги и пришли к неутешительному выводу: красивая легенда абсолютно не имеет никаких доказательств своей правдивости. Не было никакого трактирщика Анастаса Богомилова и повара Аристарха Прокопцева. Да и в первом издании в Советской России поварской книги такого рецепта не нашлось.

Первое упоминание о таком салате встречается в конце 1960 начале 1970-х годов. Именно в этот период приобрел популярность соус майонез, во многих странах начали его использовать, заменяя обычные салаты послойными. Каждый ингредиент измельчался, укладывался отдельно и промазывался майонезом.


Автор: Наталья Пенчковская
Источник: nnm.ru
Поделись
с друзьями!
29
0
1 день

Яд в твоей голове - китайская притча о том, как не создавать себе проблемы

В древнем Китае девушка, которая выходила замуж, жила в доме своего мужа, и служила ему и его матери.

Так случилось, что одна девушка после свадьбы должна была постоянно выслушивать несправедливые упреки своей свекрови. Однажды ее охватило отчаяние, и она решила избавиться от нее. Девушка отправилась к торговцу травами, который был другом ее отца.


Она пожаловалась ему:

- Я больше не могу жить со своей свекровью. Она сводит меня с ума. Не могли бы вы мне помочь? Я хорошо заплачу.

- Что я могу для тебя сделать? - спросил травник.

- Продайте мне яд. Я отравлю свекровь и все мои проблемы исчезнут, - отвечала она.

После долгих размышлений, травник сказал:

- Хорошо, я помогу тебе. Но ты должна понять две вещи. Во-первых, ты не можешь отравить свекровь сразу, потому что люди догадаются о том, что произошло. Я дам тебе травы, которые будут постепенно убивать ее, и никто не поймет, что ее отравили.

Во-вторых, чтобы окончательно избежать любых подозрений, ты должна укротить свой гнев, научиться уважать ее, любить, слушать и быть терпеливой. Тогда никто не станет подозревать тебя, когда она умрет.

Девушка согласилась на все, взяла травы и стала понемногу добавлять их в еду свекрови. Кроме того, она старалась контролировать себя, прислушиваться к свекрови и уважать ее. Когда та увидела, как изменилась к ней отношение невестки, она всем сердцем полюбила девушку.

Она рассказывала всем, что ее невестка самая лучшая, такая, о которой можно только мечтать. Через полгода, отношения между ними стали близкими, как между кровными матерью и дочкой. И вот однажды девушка пришла к травнику и взмолилась:

- Ради Бога, пожалуйста, спасите мою свекровь от яда, который я ей давала. Я не хочу убивать ее. Она стала самой прекрасной свекровью, и я люблю ее.

Травник улыбнулся и ответил:

- Не волнуйся, я не давал тебе никакого яда. Это были обыкновенные специи. Яд был только в твоей голове, и ты сама от него избавилась.


Мы это то, что мы думаем. Помните об этом!
Поделись
с друзьями!
75
0
1 день

Пять ошибок, навсегда изменивших мир

Многие важные открытия сделаны случайно или по недоразумению. Не всегда их значение удавалось оценить сразу, но рано или поздно они позволяли человечеству совершить громадный шаг вперед. Как научные ошибки меняют историю читайте ниже.


Жизнь заиграла новыми красками


До середины XIX века большинство европейцев носили одежду серого, белого и коричневого цветов. И дело было не в моде или вкусовых предпочтениях — позволить себе яркие вещи могли только очень богатые люди. Большинство красителей получали из природных материалов, которые быстро портились и поэтому дорого стоили.

В 1856 году профессор Королевского химического колледжа в Лондоне Август Вильгельм Гофман поручил студенту-химику Уильяму Генри Перкину исследовать анилин, выделенный из каменноугольной смолы. Ученый надеялся получить хинин, который в то время использовали для лечения малярии.

Вместо искомого соединения Перкин выделил странный темный порошок. Он растворил его в спирте и увидел, как цвет изменился на ярко-фиолетовый. Как выяснилось впоследствии, этот порошок хорошо окрашивал шелк.
Полученное вещество Перкин назвал мовеином, ушел из науки, основал первую в мире фабрику по производству искусственных красителей и разбогател.

Впоследствии ученые стали делать из каменноугольной смолы красители и других цветов, что поставило крест на индустрии натуральных красок.


Не всегда полезно мыть руки


В 1879 году химик Константин Фальберг в лаборатории Университета Джонса Хопкинса (США) исследовал свойства битума. Вернувшись домой, ученый забыл помыть руки и сел ужинать, но вся еда казалась ему сладкой на вкус. Тогда он вернулся в лабораторию и по очереди стал изучать посуду, в которой производил опыты в этот день. Выяснилось, что вещество со сладковатым вкусом, осевшее на его пальцах, — продукт смешения орто-сульфобензойной кислоты с хлористым фосфором и аммиаком.

Ученый назвал его сахарин, а через несколько месяцев в соавторстве с коллегой Айрой Ремсен опубликовал статью о синтезе нового вещества. Но научный мир встретил это открытие сдержанно. Только когда в 1884 году Фальберг запатентовал химическую формулу сахарина и наладил его промышленное производство, искусственный подсластитель стал невероятно популярным. Врачи прописывали его от головной боли, ожирения и тошноты, а с 1907 года стали рекомендовать диабетикам в качестве сахарозаменителя.


Таинственные лучи


Вильгельм Конрад Рентген изучал электрические разряды и свойства катодных лучей в стеклянных вакуумных трубках, часто допоздна засиживаясь на работе. Так было и 8 ноября 1895 года, когда, выходя вечером из лаборатории, он заметил странное свечение. Это светился экран из синеродистого бария, за которым находилась катодная трубка: физик забыл ее обесточить по окончании опыта. Рентген выключил трубку — и свечение исчезло.

Это так заинтересовало ученого, что он начал экспериментировать. Ставил перед трубкой разные предметы и проверял, отражают они лучи или пропускают. В конце концов Рентген поместил перед трубкой свою руку и заметил, что она просвечивает на изображении, проецируемом на экране.

После этого исследователь заменил трубку фотографической пластиной и получил первую рентгенограмму. Это был снимок руки его жены, который впоследствии облетел весь мир. В 1901 году Рентген получил за свое открытие Нобелевскую премию по физике.

Снимок, сделанный Рентгеном 23 января 1896 года

Еще немного о пользе грязи


Шотландский бактериолог Александр Флеминг славился своей неаккуратностью. В его рабочем кабинете реактивы, инструменты и еда лежали вперемешку, а чашки Петри — используемые для культивирования бактерий лабораторные сосуды — мылись очень редко. Именно это обстоятельство позволило Флемингу совершить два крупных открытия, одно из которых произвело настоящую революцию в медицине.
Сначала в 1922 году ученый, простудившись, высморкался в чашку Петри, где росла бактериальная культура Micrococcus lysodeicticus. Через некоторое время он вспомнил про этот сосуд и решил его проверить. Оказалось, что все микробы в нем погибли. Так Флеминг открыл новое вещество, обладающее антибактериальным действием, — лизоцим.

Осенью 1928 года после месячного отсутствия исследователь вернулся в свою лабораторию и на одной из пластин с культурами стафилококков заметил плесень. При ближайшем рассмотрении это оказались грибки вида Penicillium notatum, а вот микробов в чашке уже не было. Флеминг решил, что плесень вырабатывает убивающее бактерии вещество. Через полгода он сумел его выделить и назвал пенициллином. Так началась эра антибиотиков.

Профессор Александр Флеминг, открывший пенициллин.

Только за годы Второй мировой войны пенициллин, способный лечить множество болезней — от пневмонии до туберкулеза, спас около двухсот миллионов жизней, а сам Флеминг за свое открытие получил в 1945 году Нобелевскую премию.

Лекарство от сердца лечит любовь


Первое в истории лекарство для лечения эректильной дисфункции (иными словами, импотенции) изобрели совершенно случайно. В 90-х годах прошлого века сотрудники фармацевтической компании Pfizer работали над созданием препарата от стенокардии и ишемической болезни сердца.

Исследователи хотели получить вещество, которое заставляло бы кровеносные сосуды расширяться, ведь при стенокардии сердце ощущает недостаток кислорода. Однако клинические испытания раз за разом проваливались. Либо препарат UK-92480 не оказывал никакого действия, либо эффект был очень недолгим, а постоянный прием лекарства вызывал у добровольцев мышечные боли.


Химическая формула силденафила (торговое название "Виагра") — первого в мире лекарства от импотенции.

Таблетки вызывали еще один побочный эффект, на который исследователи вначале не обратили особого внимания — через несколько дней приема у добровольцев улучшалась эрекция. Даже в тех случаях, когда мужчины не помнили, когда она была у них в последний раз.

Компания снова организовала клинические испытания (на этот раз успешные), в которых приняли участие около трех тысяч добровольцев. В начале 1998 года лекарство, получившее торговое название "Виагра", поступило в продажу.


Альфия Еникеева
Источник: Риа новости
Поделись
с друзьями!
38
0
1
1 день

Старые добрые новогодние открытки

Вспомните открытки, которые когда-то еще приходили по почте, подписанные родственниками, с пожеланиями здоровья и счастья в новом году... Их вертели и перечитывали, а потом они еще долго стояли в серванте, напоминая о новогодних праздниках...



























Поделись
с друзьями!
45
0
2
1 день

Дмитрий Лихачёв. «Понимать искусство»

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство.


Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Гоголь писал о театре: „Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра“. Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе — во всяком, кто его воспринимает, — сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству.

Лев Толстой говорил об „объединяющем начале“ искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ». Хорошо, очень хорошо сказано! И ряд мыслей здесь звучат как прекрасные афоризмы.


А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?

Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, — это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде всего у самого себя — у своей искренности.


Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других, стремлению казаться изысканным и «утонченным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству, а искусство — жизни.

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете, вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, — непосредственна, как и всякая радость.

Нравится — так и говорите себе и другим, что нравится. Только не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят.

Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отношением к тем или иным произведениям искусства? «Мне это нравится, а это не нравится» — и на этом точка. Ни в коем случае!

В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже частично понял. А понимание произведения искусства всегда неполное. Ибо настоящее произведение искусства «неистощимо» в своих богатствах.

Не следует, как я уже сказал, исходить из мнения других, но к мнению других надо прислушиваться, считаться с ним. Если это мнение других о произведении искусства отрицательное, оно по большей части не очень интересно. Интереснее другое: если многими высказывается положительный взгляд. Если какого-то художника, какую-то художественную школу понимают тысячи, то было бы самонадеянным утверждать, что все ошибаются, а правы только вы.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают — в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утверждают, что что-то им нравится, если живописец или композитор, поэт или скульптор пользуются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к «чужому», к слишком сложному и т. д.

Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во всяком понимании — научном или художественном — нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.

Искренность в отношении к искусству — это первое условие его понимания, но первое условие — еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определенный момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни. Если мы знаем, что памятник создан в Древнем Египте, это создает к нему историческое отношение, помогает его восприятию. А для более острого восприятия древнеегипетского искусства потребуется знание еще и того, в какую эпоху истории Древнего Египта создан тот или иной памятник.

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

Как-то в Эрмитаже была выставка работавшего в России в конце XVIII —начале XIX века декоратора и строителя садов Павловска Пьетро Гонзаго. Его рисунки — главным образом на архитектурные сюжеты — поразительны по красоте построения перспективы. Он даже щеголяет своим мастерством, подчеркивая все линии, горизонтальные в натуре, но в рисунках сходящиеся на горизонте — как это и полагается при построении перспективы. Сколько у него этих горизонтальных в натуре линий! Карнизы, крыши.

И всюду горизонтальные линии сделаны чуть жирнее, чем следует, а некоторые линии выходят за пределы «необходимости», за пределы тех, что в натуре.

Но вот еще одна удивительная вещь: точка зрения на все эти чудные перспективы у Гонзаго всегда выбрана как бы снизу. Почему? Ведь зритель-то держит рисунок прямо перед собой. Да потому, что это все эскизы театрального декоратора, рисунки декоратора, а в театре зрительный зал (во всяком случае, места для наиболее «важных» посетителей) внизу и Гонзаго рассчитывает свои композиции на зрителя, сидящего в партере.

Это надо знать.

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» — вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.


Оружие знания — мирное оружие.

Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства — как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искусства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вызвано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравните хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на севере, но и в сложном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа — отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного.

* * *

Народное искусство многое дает для понимания скульптуры. Чувство материала, его весомости, плотности, красоты формы отчетливо видны в деревянной деревенской посуде: в резных деревянных солоницах, в деревянных ковшах-скопарях, которые ставились на праздничный деревенский стол. И. Я. Богуславская пишет в своей книге «Северные сокровища» о ковшах-скопарях и солоницах, делавшихся в форме утицы: «Образ плывущей, величаво-спокойной, горделивой птицы украшал стол, овевал застолье поэзией народных преданий. Многими поколениями мастеров создавалась совершенная форма этих предметов, совместившая скульптурный пластический образ с удобной вместительной чашей. Плавные очертания, волнообразные линии силуэта словно вобрали в себя медленный ритм движения воды. Так, реальный прообраз одухотворил бытовую вещь, придал убедительную выразительность условной форме. Еще в древности она утвердилась как национальный тип русской посуды».

Форма народных произведений искусства — это форма, художественно отточенная временем. Такой же отточенностью обладают и коньки на крышах деревенских северных изб. Недаром этих «коней» сделал символом одного из своих замечательных произведений советский писатель, наш современник, Федор Абрамов («Кони»).

Что такое эти «кони»? На крыши деревенских изб, чтобы придавить концы кровельных досок, придать им устойчивость, клалось огромное тяжелое бревно. Бревно это имело одним из концов целый комель, из которого топором высекалась голова и могучая грудь коня. Конь этот выступал над фронтоном и был как бы символом семейной жизни в избе. И какой чудесной формой обладал этот конь! В нем одновременно ощущалась мощь материала, из которого он сделан, — многолетнего, медленно растущего дерева, и величие коня, его власти не только над домом, но и над окружающим пространством. Знаменитый английский скульптор Генри Мур словно учился своей пластической силе у этих русских коней. Г. Мур рассекал свои могучие полулежащие фигуры на части. Зачем? Этим он подчеркивал их монументальность, их силу, их тяжесть. И то же происходило с деревянными конями северных русских изб. В бревне образовывались глубокие трещины. Трещины бывали еще и до того, как к бревну прикоснется топор, но это не смущало северных скульпторов. Они привыкли к этому «рассечению материала». Ибо без трещин не обходились и бревна изб, и деревянная скульптура балясин. Так народная скульптура учит понимать сложнейшие эстетические принципы современной скульптуры.

Народное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений.

В ранний период своего творчества Марк Шагал шел от народного искусства Белоруссии: от его красочных принципов и приемов композиции, от жизнерадостного содержания этих композиций, в которых радость выражается в полете человека, домики кажутся игрушками и мечта соединяется с действительностью. В его яркой и пестрой живописи преобладают любимые народом цветовые оттенки красного, ярко-голубого, а кони и коровы смотрят на зрителя грустными человеческими глазами. Даже долгая жизнь на Западе не смогла оторвать его искусства от этих народных белорусских истоков.

Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка.

Знаменитый французский архитектор Корбюзье многие из своих архитектурных приемов, по собственному признанию, заимствовал в формах народной архитектуры города Охрида: в частности, именно оттуда он почерпнул приемы независимой постановки этажей. Верхний этаж поставлен чуть боком к нижнему, чтобы из его окон открывался отличный вид на улицу, горы или озеро.

Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна. Вот обычная «недостаточность»: портрет рассматривают только так: «похож» он или не «похож» на оригинал. Если не похож — это вообще не портрет, хотя это, может быть, прекрасное произведение искусства. А если просто «похож»? Достаточно ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте.

Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. Это знают и хорошие фотографы, стремящиеся ухватить подходящий момент для съемки, чтобы не было в лице напряженности, связанной обычно с ожиданием съемки, чтобы выражение лица было характерное, чтобы положение тела было свободным и индивидуальным, свойственным данному человеку. От такой «внутренней похожести» многое зависит в том, чтобы портрет или фотография стали произведениями искусства. Но дело еще и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Если вы привыкли отождествлять красоту портрета с красотой того, кто изображен на нем, и думаете, что не может быть особой, живописной или графической красоты портрета, независимости от красоты изображаемого лица, — вы еще не можете понимать портретной живописи.

То, что было сказано о портретной живописи, еще в большей мере относится к пейзажной. Это тоже «портреты», только портреты природы. И здесь нужна похожесть, но в еще большей мере нужна красота живописи, умение понять и отобразить «душу» данного места, «гений местности». Но можно живописцу изображать природу и с сильными «поправками» — не ту, что есть, но ту, которую хочется изобразить по тем или иным серьезным основаниям. Впрочем, если художник ставит себе целью не просто создать картину, а изобразить определенное место в природе или в городе, дает на своей картине определенные признаки определенного же места, — отсутствие сходства становится крупным недостатком.

Ну, а если художник поставил себе целью изобразить не просто пейзаж, а только краски весны: молодую зелень березы, цвет березовой коры, весенний цвет неба — и все это расположил произвольно — так, чтобы красота этих весенних красок выявилась с наибольшей полнотой? Надо терпимо отнестись и к такому опыту и не предъявлять художнику тех требований, которые он не стремился удовлетворить.

Ну, а если пойдем дальше и представим себе художника, который будет стремиться выразить что-то свое только путем сочетания красок, композицией или линиями, не стремясь к похожести на что-либо вообще? Просто выразить какое-то настроение, какое-то свое понимание мира? Прежде чем отмахнуться от такого рода опытов, необходимо внимательно подумать. Не все, чего мы не понимаем с первого взгляда, нуждается в том, чтобы мы его отметали, отвергали. Слишком много мы могли бы наделать ошибок. Ведь и серьезную, классическую музыку нельзя понять, не занимаясь музыкой.

Чтобы понимать серьезную живопись, надо учиться.
Поделись
с друзьями!
251
0
3
3 дня