Весна в классической музыке

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

РЕКЛАМА

А. Вивальди "Времена года". Весна



Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года".

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.
Вивальди Весна
Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна


"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майко
Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков
Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет
Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна


Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.

Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla - Primavera Porteña Allegro
Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна


Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача – настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни – безоблачной и радостной весне.
На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив – так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него – к нежному сопрано Ганны.

Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки.

Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон.

Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.
Источник: сезоны-года.рф
Поделись
с друзьями!
1554
2
41
20 месяцев
РЕКЛАМА
Сочетание музыки и, скажем по простому, картинок (это могут быть и фотографии и что угодно)
помогает прочувствовать музыку лучше. Отлично!!
9 20 месяцев • Ответить
Очень понравилась живопись. Записи - я бы предпочёл более современные. Уж очень тяжелое вибрато местами (наверное середина 20-го века) или оригинальное фортепианное исполнение (Чайковский). Но это действительно дело вкуса.
7 20 месяцев • Ответить
живопись смотрю с открытыми глазами , а вот слушаю музыку с закрытыми ( лучше воспринимается ) , но это дело вкуса конечно ...
нравится классика , но под настроение ...
понравилось
1 19 месяцев • Ответить
А.Скрябин в Прометее использует светомузыку. Причём в нотах расписано когда какой цвет должен включатся Впервые связал звуки и цвета Пифагор (тот самый)
8 19 месяцев • Ответить
Отличная подборка! С удовольствием послушала и поделилась с друзьями!
9 20 месяцев • Ответить
Спасибо. Всё слушала внимательно. В видео хотелось смены картинки, а не статичность * особенно к Пьяццолла.
8 20 месяцев • Ответить
Замечательная подборка. Обожаю эту музыку. Спасибо.
5 20 месяцев • Ответить
ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА!!!!!! БЛАГОДАРЮ ВСЕЙ ДУШОЙ!!!!!!!
8 20 месяцев • Ответить
БЛАГОДАРЮ!!!
7 20 месяцев • Ответить
Благодарю!
5 1 20 месяцев • Ответить
Прекрасно!
3 20 месяцев • Ответить
А где Весенние воды Рахманинова?
3 19 месяцев • Ответить
просто замечательная, волшебная музыка, спасибо!!!! И это не выходя из дома((((((((((
2 19 месяцев • Ответить
благодарю))
1 19 месяцев • Ответить
Огромное спасибо! удачи!
1 19 месяцев • Ответить
Благодарю и всем желаю радости и весны в Душе!
2 19 месяцев • Ответить
Большое спасибо!
1 19 месяцев • Ответить
Ну это просто нирвана какая то,браво !!!
1 19 месяцев • Ответить
Прекрасная музыка - это светлые мгновения нашей жизни!!!
2 19 месяцев • Ответить
Благодарю!
1 19 месяцев • Ответить
Сердечное спасибо!!!
1 19 месяцев • Ответить
!!!
1 19 месяцев • Ответить
СПАСИБО!
1 19 месяцев • Ответить
Спасибо!
1 19 месяцев • Ответить
Вивальди-любимый композитор моей юности. Благодарю за страницу.
1 19 месяцев • Ответить
Вивальди-любимый композитор моей юности. Благодарю за страницу.
1 19 месяцев • Ответить
Волшебная музыка! Спасибо.
1 19 месяцев • Ответить
Прекрасный фон и музыка.
19 месяцев • Ответить
Спасибо, было интересно!
19 месяцев • Ответить
Спасибо!Улучшилось настроение.Отправила дочери,пусть тоже порадуется.
19 месяцев • Ответить
Спасибо
19 месяцев • Ответить
супер!!!
19 месяцев • Ответить
Хотелось бы настоящего видео, всё-таки музыка требует большего... Спасибо за хорошее исполнение известнейших произведений!!!
19 месяцев • Ответить
Прекрасно.Очень понравилось.Благодарю.
19 месяцев • Ответить
Весна в звуках, в душе, волшебное проникновение в повседневную обычную жизнь. Это праздник.!Спасибо.
19 месяцев • Ответить
"Тот, кто обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть Учителем" Конфуций....
Древние мудрецы говорили:"То,что идёт к тебе - не отталкивай, а то ,что уходит от тебя -не задерживай". Вот и сейчас, прослушала красивый сказочный ролик. Спасибо большое.Он стал для меня и " Кристаллом Звуков" и "Нитью Ариадны" одновременно.
19 месяцев • Ответить
Низкий поклон за подборку
18 месяцев • Ответить
Спасибо за душевную подборку.
18 месяцев • Ответить
Спасибо за волшебную музыку, за прекрасные пейзажи, за бархатный,обволакивающий голос Баталова.
18 месяцев • Ответить
Прекрасный картины и произведения - золотой фонд
18 месяцев • Ответить
Благодарю,замечательная публикация.Замечательные авторы и потрясающий сайт.
15 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.