Как воспитывали Моцарта, Бетховена и Паганини

Упорный труд до изнеможения, музыкальная семья и немного соперничества. И главный вопрос: стоит ли оно того? «Мел» рассказывает семейные истории вундеркиндов, которые стали знаменитыми композиторами. Успех всех троих был определен решениями отцов, но это были совершенно разные пути.

Никколо Паганини: виртуоз с подорванным здоровьем


В семье Паганини властвовал Антонио, отец. Жена была женщиной кроткой, набожной, безумно любила своих детей и как могла спасала их от гнева отца. Глава семейства был бедняком-неудачником: у него не получилось стать ни музыкантом, ни торговцем. Это был озлобленный человек, он без устали составлял схемы, которые помогут ему сорвать куш в азартных играх, но каждый раз терпел неудачу. Скрипку в руки своему старшему сыну он дал из прагматических соображений: надеялся, что тот станет знаменитым музыкантом и будет жить безбедно и кормить семью.

Талант у Никколо был, как и тонкий слух: в четыре года малыш указал отцу, когда тот сфальшивил на мандолине. При этом по меркам вундеркиндов сам Паганини получил в руки скрипку достаточно поздно — в девять лет. Для сравнения: сейчас в музыкальных школах играют с семи, часто даже раньше. «Поздний» старт компенсировался чрезмерным усердием. Отец Паганини был суров и колотил его за лень, заставляя часами заниматься.
Вот как об этом рассказывал скрипач своему биографу Шотки: «Трудно представить более строгого отца, чем мой. Когда ему казалось, что я недостаточно прилежен, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моем здоровье». В итоге хрупкое здоровье, подорванное еще и бесконечными занятиями в детстве, и погубило музыканта.

Есть байки, что отец даже запирал Паганини в чулане играть гаммы: пока не сыграет, не отобедает.

Но учительская тактика принесла свои плоды. В десять лет Паганини уже выступал, а в 13 собрал концерт, чтобы оплатить свою учебу у знаменитого исполнителя и учителя музыки. Слушателей восхищал бледный юноша с курчавыми волосами, болезненный, но страстный музыкант. В 17 лет Паганини уже гастролировал по крупным городам Италии. Но какой ценой достался ему успех! По собственным словам Паганини, все его силы «забрал этот маленький деревянный инструмент». Нервозность движений, нескладность, мертвенная бледность и ранние морщины — цена его успеха. С отцом же у Паганини были напряженные отношения, и, повзрослев, он избавился от опеки отца и никогда о нем не вспоминал. Мать же он очень любил, писал ей трогательный письма и никогда не оставлял без своей помощи. Оба родителя Паганини хотели, чтобы он был великим музыкантом: но отец из-за своих амбиций, а мать — ради счастья своего сына. Поэтому такой разный след они оставили в жизни своего ребенка.

Моцарт: талантливая семья и любовь


Моцарт родился в семье успешного музыканта. Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Он много сочинял и зарабатывал игрой на жизнь, но его работы были «не больше, чем приемлемое ремесленничество прикладного назначения». Может быть, талант, но не гений.

Леопольд учил своих детей музыки с самого детства: сестра Моцарта была усажена за гаммы на клавире, как только смогла осознанно учиться. Что смешно, пособие Леопольда Моцарта «Школа игры на скрипке», популярное в свое время и дельное, сейчас воспринимается современными биографами как «одно из самых драгоценных психологических источников материала для исследователей творчества Моцарта». Сын явно превзошел отца.

В отличие от отца Паганини, папа Моцарт свой деспотизм не вымещал на маленьких детях, поэтому и Вольфганг с большим почтением относился к родителям. Отец отказался от собственных музыкальных амбиций, чтобы учить сына и помогать ему, быть его наставником и импресарио.

К моменту, когда отец взялся за обучение четырехлетнего Вольфганга, тот уже успел многому научиться, не пропуская ни одного урока сестры, подбирая на клавесине полюбившиеся мелодии. В четыре года Моцарт, еще не умея толком записывать мелодии, сочинил несколько пьес для клавесина. По свидетельству друга семьи, господина Шахтнера, отец Моцарта с восхищением отозвался о работе своего сына, как только смог продраться через детские каракули: «Как здесь все точно и гармонично! Правда, сыграть это невозможно: никто не смог бы исполнить этот труднейший кусок». «Потому что это концерт. Нужно пробовать и пробовать, пока не сможешь сыграть. Так и должно быть», — отозвался сын и сыграл.
Вместе с сестрой и отцом шестилетний Моцарт гастролировал по Европе: отец был так уверен в сыне, что не боялся трудностей поездок и вкладывал свое время и деньги в них. За три года поездок Моцарт стал европейской знаменитостью и даже композитором: отец отдал в печать его работы, на титульном листе было указано, что автору десять лет, и это произвело фурор. Он сыграл и при дворе императрицы Священной Римской Империи, она была в восторге от ребенка, который так замечательно играет и настолько непосредственен. Биограф Марсель Брион с юмором описывает, как Моцарт вел себя при дворе: он играл с детьми из аристократических семей и даже сидел на коленях у императрицы.

А Марии-Антуанетте, будущей королеве Франции, с самым серьезным видом объявил: «Когда вырасту, я на ней женюсь».

Этим приключениям и вообще успеху сын обязан как своему таланту, так и вниманию отца. Любящий, ласковый отец все время верил в него, устраивал для него концерты, но не забывал заботиться о здоровье детей: старался делать так, чтобы между поездками дети успевали отдохнуть. Возможно, именно такое внимание и доброта отца были залогом доброго и веселого нрава Моцарта.

Бетховен: когда лучшее, что можно сделать, — оставить ребенка в покое


Отец Иоганн Бетховен вообще поздно спохватился, что у него есть ребенок: гораздо больше его заботили вечера в кабаках. Но слава юного Моцарта (который был к этому моменту уже известным юношей и композитором) не давала покоя старшему Бетховену. Точнее, достаток, который обещала семейству популярность вундеркинда. Поэтому отец семейства решил усадить своего темпераментного сына за учебу. Музыке юного Бетховена учил собутыльник отца. Он приводил своего закадычного друга уже за полночь домой, после попоек, будил сына и заставлял заниматься до утра.

Бетховен побаивался своего отца, поэтому был послушен и к восьми годам уже играл на пианино. Кроме этого, он учился играть на скрипке и альте. Для него музыка стала отдушиной, потому что терпеть характер и пьянство отца было невозможно. Своевольный Бетховен быстро полюбил импровизации: это помогало высказать то, что кипело у него в душе, проявить свой композиторский талант.

Отцу не терпелось показать публике своего «диковинного» восьмилетнего сына, поэтому Бетховен не имел права тратить время на импровизации. Впрочем, вундеркинда из него не получилось: он дал всего один концерт. Отец в объявлениях приврал о возрасте и «сделал» сына на два года младше, но публику все равно маленький музыкант не поразил.

Разочарованный отец отстал от своего отпрыска, теперь его обучением занимались другие люди. И это только пошло на пользу: Бетховена познакомили с вдумчивыми произведениями Баха (ребенок бегло играл непростой «Хорошо темперированный клавир»), со страстной народной музыкой. Благодаря учителю Неефе 12-летний Бетховен издал свое первое сочинение — вариации на тему марша Дресслера.
Учителя гораздо более талантливые и вдумчивые, чем собутыльники отца, быстро оценили БетховенаТот почувствовал тягу к сочинительству: «Возможно ли в 11 лет, — думал я, — стать сочинителем? И что скажут на это люди искусства?» Меня охватила оторопь. Но муза желала, я повиновался ей и писал«.

Бетховен вполне был самостоятельным юношей уже к 14 годам, подрабатывая и занимаясь музыкой. Кстати, с Моцартом он все-таки познакомится. Эту встречу биограф Борис Кремнев описывает подробно. Семнадцатилетний Бетховен специально приехал в Вену, чтобы стать учеником Моцарта. Тот попросил сыграть на клавире. Бетховен начал играть, возможно, долго. Тут он услышал стук бильярдных шаров, обернулся и увидел Моцарта, который смутился и прекратил играть. Бетховен попросил тему для импровизаций: это у него получалось лучше всего. Начал играть страстно, неистово, порывисто. Обернувшись, он увидел, что никого нет. От такого позора Бетховен хотел было сбежать, но в дверях он столкнулся с Моцартом и несколькими незнакомцами. Оказывается, прославленный музыкант, композитор, вундеркинд привел своих друзей со словами: «Обратите внимание на этого паренька. Со временем о нем заговорит весь мир!».

Но учиться у Моцарта Бетховену не довелось: мать была при смерти, Бетховен срочно вернулся в родной Бонн. Мать умерла, от горя отец Бетховена запил еще больше, пропив все вещи жены, свою зарплату и хотел было пропить заработок сына. Бетховен заступился за своих двоих младших братьев, которым грозила нищета. Он явился в придворную канцелярию, где числился отец, с просьбой выслать того из Бонна, а жалованье передать семье. Курфюрст Максимилиан Франц оставил Иоганна в Бонне, но жалованье повелел разделить поровну, на две части: одну половину выдавать пьянице на руки, другую же выплачивать сыну на содержание семьи.

Так 17-летний Людвиг стал главой семейства и фактически, и юридически. Ему было сложно, но зато теперь он в каком-то смысле был свободен: он расплевался с отцом, который его мучил.

Вот такие разные методы воспитания, уклада семьи и повороты самой судьбы дали миру замечательных музыкальных гениев.
Источник: mel.fm
Поделись
с друзьями!
2108
1
48
87 месяцев
Нам,потомкам,важно знать:ГЕНИЕВ воспитал САМ ТВОРЕЦ, Отец Небесный! И ЭТОТ ДАР
ОТДАН ЛЮДЯМ ПЛАНЕТЫ НАВЕЧНО!!
19 22 87 месяцев • Ответить
Когда умер Паганини божья церковь не разрешила его хоронить. Несколько лет тело возили по Европе в поисках разрешения предать тело великого музыканта земле. Причина: при жизни музыканта божья церковь требовала от него половину выручки с концертов, но получила отказ. Корысть - она и в церкви корысть!
37 1 86 месяцев • Ответить
ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ (БОГ-ТВОРЕЦ) И ЦЕРКОВЬ - ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ, ДА БУДЕТ ВАМ ИЗВЕСТНО...
9 3 85 месяцев • Ответить
На каких источниках информации основано это утверждение? Не на тех же, что утверждали, что скрипач "продал душу дьяволу"?
45 месяцев • Ответить
Ну если судить по фильму,то Паганини продал душу,а перед смертью побоялся креста или причастия,честно говоря,не помню.Что говорит о том,что душа его принадлежала нечистому
30 месяцев • Ответить
уууу Х Дятел.В ответ прокричал бы тебе ЭЭЭЭГГГГГЭЭЭЭГЭЙ
4 86 месяцев • Ответить
Отец небесный воспитал... Что же у Вас в голове? Паштет?
7 1 86 месяцев • Ответить
Если человеку предначертанно он все равно станет
4 14 87 месяцев • Ответить
С чего вы взяли? Это вздорное утверждение - что талант в любом случае пробьётся - основано именно на "пробившихся", тех, о ком нам известно. А сколько неизвестных, тех, чей талант был загублен, не развился, или развился, но не был принят миром или не был явлен миру по разным причинам? Мы не знаем этого и никогда не узнаем.
33 86 месяцев • Ответить
Если человек в чем-то талантлив, то он талантлив во всем. Не в одном - так в другом - всегда пробьется...
2 8 86 месяцев • Ответить
"Талантливый человек талантлив во всём" - такое же клише, как и "талант всё равно пробьётся". Талантливый математик вовсе не обязан быть талантливым художником, к тому же талантливым людям далеко не всегда присущи "пробивные" качества. Талантливых много, "пробившихся" - единицы.
32 86 месяцев • Ответить
Есть талант, а есть ГЕНИЙ!!! Гений - Божье зерно, оно прорастёт.
2 1 45 месяцев • Ответить
Какие поучительные истории и для современности
12 2 87 месяцев • Ответить
Гений - есть труд,Всевышний и воспитание.
11 3 87 месяцев • Ответить
И плюс ЛЮБОВЬ - тогда получается СОЛНЕЧНЫЙ гений
8 3 86 месяцев • Ответить
Одно словцо "расплевался", да ещё в конце текста -- и впечатление от всего материала непоправимо испорчено: никому из друзей и коллег его уже не пошлёшь. Странно, как можно, взяв такую тему, быть вместе с тем столь глухим к родному языку?...
38 4 87 месяцев • Ответить
это слово отображает суть отношений. что суровая жизнь не по барской коже? это ЖИЗНЬ такая как есть без прикрас и другой не бывает
4 2 86 месяцев • Ответить
Статья воспринимается, как история жизни и творчества великих музыкантов. В отношении к ним, как и описании их гражданского подвига, воодушевляющего миллионы почитателей их творчества недопустимо подобными оборотами оскорблять их память..
5 1 86 месяцев • Ответить
Абсолютно согласна!
Это была та самая ложка дёгтя ((
1 45 месяцев • Ответить
В некоторых случаях отсутствие воспитания-лучшее воспитание. Когда никто тебя насильно не заставляет подчиняться нормам. Так что, сказала бы, что гений-это Всевышний и труд.
7 6 87 месяцев • Ответить
Судьба предначертана,но осуществить предначертание без трудов вряд ли возможно...Согласна: Всевышний и труд.
5 7 87 месяцев • Ответить
Бетховен - вообще умничка
4 87 месяцев • Ответить
И Паганини тоже умничка
1 85 месяцев • Ответить
А Моцарт не умничка? ))
1 45 месяцев • Ответить
СОГЛАСНА СЛОВО "РАСПЛЕВАЛСЯ"ПОРТИТ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ
9 4 87 месяцев • Ответить
Это слово не портит, а полностью похерило (пардон) этот интересный материал.
2 45 месяцев • Ответить
Возможно это просто опечатка , должно быть расквитался.
6 1 87 месяцев • Ответить
Никакой опечатки нет: "расквитался" значит "рассчитался", а "расплевался" значит "рассорился и перестал общаться". Слово грубоватое, зато ёмкое и выразительное и вполне допустимое, особенно на фоне позволяемой теперь в печати матерщины.
5 3 86 месяцев • Ответить
Если кто-либо лично общался с людьми гениальными, то знают, что они действительно "не с простой дороги", как правило, созданная вокруг таких людей среда подталкивает их душу к возвышенному, по другому ничего не получится. Жалко, когда гениальность остается никому не нужной, т.к. такие люди не всегда могут себя показать, без посторонней помощи.
7 87 месяцев • Ответить
А как по мне, так "расплевался" - очень и очень уместно. Никак не "расквитался", а именно "расплевался". Как бы ни тонка была душевная организация гения, деспотизм и мракобесие ненавистного родителя и в столь возвышенной душе должны были зародить гадливое чувство равнодушия к презренному. Может быть, конечно, культурнее было бы сказать "отделался", но в "расплевался" больше смысла, эмоций и жизни. Здесь это характеристика момента, выпавшего на долю юной уставшей, но ответственной и целеустремлённой души. Так что да: именно "расплевался".
15 1 87 месяцев • Ответить
"Расплевался" - просторечная форма, и применительно к Бетховену это слово неуместно.
Всё-таки гений. Его музыка божественна...
Можно было написать, что с этого момента их (с отцом) пути разошлись.
45 месяцев • Ответить
Ну, "расплевался", так "расплевался". :)
Просто, после написания текста, его желательно проверять на предмет того, что предложила автозамена.
Так же, желательно учитывать, что машина "не знает падежов". И их, лучше бы исправить до публикации.
"Леопольд учил своих детей музыки с самого детства..." Так, по тексту не ясно, чему же Леопольд учил своих детей, зато, ясно, что это были "дети музыки"... Почти что хиппи!
15 1 86 месяцев • Ответить
Не бывает детей, желающих музицировать по СОБСТВЕННОМУ желанию. В большей или меньшей степени это труд и старание их родителей. Только тогда получаются хорошие музыканты .
8 4 86 месяцев • Ответить
Бывают такие дети, которых приходится отвлекать от пианино, чтобы отдохнули. Моя внучатая племянница такая. Но, конечно, психика ребёнка очень подвижна и приходится тренировать терпение и навык систематических занятий. Но для этого совершенно не нужно ни лишать еды, ни бить, ни прибегать к жестокостям. Жестокость ломает, а не учит. Паганини стал великим музыкантом не благодаря, а ВОПРЕКИ влиянию отца. Спасибо его маме!
3 45 месяцев • Ответить
Сын явно превзошел отца - это мощно!
Как там?... - "...по-моему, Пушкин - великий поэт!.."
1 86 месяцев • Ответить
Если вдуматься и проанализировать, то можно сделать вывод о том, что как раз не семья и воспитание являются залогом величия этих музыкантов. Секрет в них самих: гениальность, полученная от Бога, огромная увлеченность музыкой и труд. Паганини заставляли играть - он стал виртуозом, Бетховена заставляли играть - он не стал виртуозом. А Моцарта вообще никто ничего не заставлял делать, а он превзошел отца! Это чья заслуга? Может заслуга отца Бетховена - алкоголика в том, что его сын стал величайшим в мире композитором, даже став глухим? Да и Паганини не стал больным от того, что его бил отец, он просто страдал наследственным заболеванием - синдромом Марфана, а него были "паучьи пальцы" и больные почки. А еще его очень страсная манера игры и темперамент вызывали у публики ужас и люди просто думали, что Паганини продал душу дьяволу, поэтому такое отношение к нему со стороны церкви. А в таланте Ломоносова какую роль сыграла его семья???
6 1 86 месяцев • Ответить
Бывают дети, ЖЕЛАЮЩИЕ МУЗИЦИРОВАТЬ, бывают и те, которых заставляют, как Паганини или Бетховена. К успеху ведут тысячи дорог, и нет универсального рецепта. Но как мне надоели долгополые, со своей долбёжкой про Господа и его волю! Помните, что ответил Бетховен на надпись своего ученика: "С помощью Господа работа окончена!"? Он перечеркнул это уничижительное заявление и написал: "Человек! Помогай себе сам!" Так что хватит раздавать библейские рецепты успеха - кое-что зависит и от нас самих: на бога надейся, а сам не плошай!
9 4 86 месяцев • Ответить
Не плошай-то не плошай сам, а на Бога всё равно надейся :-). Без Него откуда бы взялось в человеке то, чем он может "сам не плошать"? Нам сначала что-то даётся, мы этим как-то распоряжаемся. Каждый по-своему.
3 45 месяцев • Ответить
От нас самих зависит АБСОЛЮТНО всё, в том числе правильный выбор! Но всякий дар человеку даётся Свыше, наша же часть - развить этот дар, прилагая усилия. Бог в помощь таким людям!С уважением, Лариса Евгеньевна.
1 45 месяцев • Ответить
Полностью поддерживаю касательно "долгополых с их долбёжкой". К сожалению, ничего не помогает - они всё равно будут лезть со своими восторгами, нравоучениями и "душеспасениями". Здесь ещё терпимо, а под иными статьями читать комментарии приходится, с трудом продираясь через этих "спасателей".
6 3 86 месяцев • Ответить
Давайте читать детям "Чёрную курицу" Помните такую детскую книжку? Она тоже про таланты. Полезная.
2 86 месяцев • Ответить
Таланты и гении становятся таковыми не благодаря, а вопреки.На то они и таланты...
85 месяцев • Ответить
Несмотря на талант этих композиторов, основа их состоятельности в искусстве лежит в каждодневном труде под надзором отцов, в системе воспитания методом кнута и реже (у Моцарта)пряника
45 месяцев • Ответить
Какое счастье,когда есть талант.Какое счастье,если рядом любящие сердца, понявшие,что это талант.Какое счастье,если есть ещё благодарность ,желание радовать .
44 месяца • Ответить
А Моцарту здоровье никто не портил, но он сам постарался и прожил куда меньше Паганини...
44 месяца • Ответить
Спасибо.
44 месяца • Ответить
Слово "расплевался" испортило впечатление от статьи. Сразу повеяло халтурой. И огромная просьба к "верующим" - отстаньте от людей. Вера - это личное дело. Интересно мнение о теме, о статье. Что же вы суете "слово божье", как семечки на базаре.
1 44 месяца • Ответить
Хорошая статья к дню отца.
30 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!